Мэтр российского кинематографа. Режиссер Александр Сокуров отмечает сегодня 70-летие. Его картины удостоены множества отечественных и зарубежных премий. Это авторское кино, в котором нет спецэффектов и шаблонных сцен. Каждый фильм отличается непредсказуемым сюжетом и сложными образами героев. Самые известные вспомнила корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Бажайкина.
Такого в мире до Сокурова никто не делал. Полуторачасовой фильм одним кадром, без единой монтажной склейки. Это «Русский ковчег». История о двух путешественниках во времени и пространстве. Вместе они проходят по Зимнему дворцу, а вместе с тем и почти по трем векам истории страны.
Киноискусству Сокуров учился во ВГИКе, но преподаватели его называли легальным диссидентом. Комсомолец с антисоветским настроением.
По мотивам Платонова Сокуров снял дипломный фильм «Одинокий голос человека». Диплом не приняли и приказали уничтожить. Сокуров и Арабов подменили пленку и сохранили работу. Оценили ее в 87-ом на фестивале в Швейцарии. Картине присудили «Бронзового леопарда».
Андрей Тарковский предлагал эмигрировать. До перестройки фильмы Сокурова были под запретом. Режиссер тогда часто говорил, что ему предназначено место в лагере под Сыктывкаром, но уезжать из страны отказался.
Сокурова продолжили критиковать и после перестройки. Фильм «Отец и сын» обвиняли в излишней откровенности. Это история о бывшем летчике, который потерял жену. Он не представляет свою жизнь без сына, и тот его любит так же преданно.
Обе главные роли Сокуров отдал непрофессиональным актерам. Алексея Неймышева нашел в военном институте. И это не исключение из правил. Сокуров часто готов дать главную роль простому человеку.
Европейская киноакадемия в 1995 году внесла Александра Сокурова в список 100 лучших режиссеров мирового кино. Его картина «Фауст» в 2011-м получила «Золотого льва» – главный приз Венецианском кинофестиваля. На вручении председатель жюри отметил: «Это фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».
Александр Сокуров предлагает зрителю отказаться от привычных штампов мышления, поэтому его работы часто называют «кино не для всех».