Три укола для устойчивого иммунитета: разработчики «ЭпиВакКороны» рассказали о новых исследованиях
Специалисты «Вектора» проводят испытания по трехкратному введению вакцины «ЭпиВакКорона». Нужно и делать третий укол, телеканалу «МИР 24» рассказала заместитель генерального директора Государственного научного центра вирусологии и биотехнологий «Вектор» Роспотребнадзора Татьяна Непомнящих.
- Что предполагают эти исследования?
Татьяна Непомнящих: Сейчас проходят клинические исследования новой формы вакцины «ЭпиВакКорона-Н», предусмотрена и схема трехкратного введения.
- Для чего нужна такая схема?
Татьяна Непомнящих: Чтобы иммунитет лучше закрепился.
- На какой стадии находятся исследования?
Татьяна Непомнящих: Мы ожидаем их завершения летом. Осенью, если все будет хорошо, а мы в этом уверены, такая строчка может появиться инструкция.
- Сейчас идут испытания на добровольцах или это лабораторная работа?
Татьяна Непомнящих: Это клинические исследования первой и второй фазы на добровольцах.
- Как их отбирали?
Татьяна Непомнящих: Клинические исследования, согласно нашей законодательной базе, начинаются на здоровых добровольцах достаточно молодого возраста – 18 – 60 лет. После прохождения таких исследований возрастные границы начинают сдвигаться вверх или вниз. Вверх – для людей старше 60 лет без ограничения по верхнему возрасту, и последовательно проводится шесть клинических исследований на детях с постепенным понижением возраста, начиная с 14 – 17 лет, заканчивая периодом ноль – шесть месяцев. Чтобы это было, заканчиваются клинические исследования на взрослых здоровых добровольцах, а потом уже происходят добавочные.
- В большинстве клиник прививают «ЭпиВакКороной». Появилась информация, что у половины вакцинированных через девять месяцев при анализе крове не обнаружены антитела. Чем это можно объяснить?
Татьяна Непомнящих: Это хороший результат. Если смотреть на людей, переболевших естественным путем, которые заразились и заболели, то ВОЗ говорит, что, по их наблюдениям, уже через шесть месяцев возможно повторное заболевание с симптоматикой, с клиническими проявлениями. В случае нашей вакцины необходимо особо отметить, что через шесть месяцев после вакцинации антитела обнаруживались у всех добровольцев.
Снижение напряженности иммунного ответа к девяти месяцам для сезонных инфекций не является чем-то негативным, это ожидаемый эффект. В таких случаях, возможно, нужно ревакцинироваться, поставить еще одну прививку. Такое применение вакцин, когда водится вакцина, через небольшой промежуток времени еще одна и третья ревакцинация – через шесть, девять или двенадцать месяцев – является достаточно распространенным. По таким схемам применяются некоторые вакцины в национальном календаре.
- От чего зависит способность организма образовывать антитела после вакцинации?
Татьяна Непомнящих: У всех организм разных, иммунитет – это сложная система, чем она устроена сложнее, тем в ней может больше различных вариаций. У каждого человека иммунная система работает с некоторыми отличиями от другого человека. Для нас важен не абсолютно высокий уровень антител, скорее, важно наличие сбалансированного иммунитета, наличие клеток памяти. То, что уровень антител после заболевания снижается, это норма.
Если бы человек в своей жизни сталкивался с патогенами, вырабатывал более высокий уровень антител, и они у него на таком уровне сохранялись бы всю жизнь, то к концу его жизни там были бы в крови сплошные антитела. Поэтому природа так продумала, что при любой инфекции или вакцинации антитела начинают появляться, доходят до своего максимума, а потом идут на спад, и в этом не нужно видеть негативное, это естественно.
- Насколько Т-клеточный иммунитет связан с количеством антител?
Татьяна Непомнящих: B и T-клеточные компоненты иммунитета очень тесно взаимосвязаны в организме. Например, у нашей вакцины третья линия защиты как раз обусловлена узнаванием антителами клетки и в дальнейшем – атаки Т-клеточных компонент на эту клетку, что позволяет убрать ее из организма и не дать вирусу размножиться и заразить соседние клетки. В норме В и Т-клеточные компоненты работают вместе. Их можно отделить, сказать, что это антитело, а это клетка, но они взаимосвязаны. Схемы взаимосвязи иммунитета достаточно сложные.
- Если исследования покажут необходимость третьего укола, то процедура вакцинации должна измениться в принципе?
Татьяна Непомнящих: Появится третья ревакцинация и, возможно, она будет через шесть – девять месяцев. При снижении титра антител будет проводиться третья вакцинация. Как, например, раньше по такой схеме применяли вакцину после клещевого энцефалита. Была схема, когда ставили прививку осенью, через месяц еще одну и весной – третью. Классическая схема. 20 лет назад вакцину так применяли массово. Сейчас третью ревакцинацию сдвинули на срок через год.
Если мы посмотрим в Национальный календарь прививок, мы увидим, что многие вакцины используются многократно- полиомиелит, АКДС, гепатит В требуют ревакцинации.
- Есть случаи, когда человеку вакцинироваться нельзя?
Татьяна Непомнящих: Есть ряд противопоказаний, например, заболевания онкологические в период лечения. Это связано с тем, что человек принимает большой ряд иммуносупрессоров, на вакцину просто не будет иммунного ответа. Это могут быть тяжелые аллергические реакции, нужно смотреть инструкцию.
- Если человек в процедуре лечения или у него жесткие аллергические реакции на компоненты, как ему защититься?
Татьяна Непомнящих: В этом случае нужно обращаться к лечащему врачу. Универсальных рецептов нет – лечащий врач посмотрит состояние здоровья конкретного человека, его анализы, какие у него есть противопоказания, и примет взвешенное решение.