Рекордно длинный и очень откровенный разговор с Александром Лукашенко. Президент Беларуси сегодня больше восьми часов общался с журналистами, экспертами, политологами, руководителями высшего звена и общественными деятелями. Всего во Дворец Независимости приехали около 300 человек, передает корреспондент «МИР 24» Екатерина Михайлинская.
Запрещенных тем не было – в этом смысл «Большого разговора». За это время приглашенные задали главе государства порядка 50 вопросов, в том числе о пандемии. За особую модель борьбы с коронавирусом Лукашенко часто критиковали: в Беларуси не было жестких ограничений, локдаунов и остановки экономики.
«Большинство думало: «Да что он творит, этот президент». Мир это делает, а мы это. Но я стоял мертво. И требовал этого от других. Эта система контроля и лечения дала эффект. С моей точки зрения, на Западе, в Америке каждый на этом хотел заработать. И власти не смогли организовать лечение и не смогли поставить под контроль болезнь. И проще было загнать людей в четыре стены. Результат известен. Мы этим путем не пошли, поэтому получили определенный эффект в экономике. И кто нас за это критикует? А никто», – подчеркнул президент.
Но все же для белорусской экономики минувший год был непростым для экономики, но она даже прибавила. С момента выборов главы государства как раз прошел год. Александр Лукашенко прокомментировал западные санкции.
«Дело не в том, что санкции – это хорошо, и мы, такие герои, выдерживаем санкции. Мы не такая огромная страна с бешеной экономикой, правда экспортно-ориентированная страна, и в этом проблема санкционных давлений на нас. Но тем не менее то, что мы продаем – это не колоссальное объемы», – сказал Лукашенко.
Главным экономическим партнером Беларуси остается Россия. Сейчас стороны работают над модернизацией интеграции. Не решенным остается «газовый вопрос», но к концу года на высшем совете Союзного государства документы рассчитывают подписать.
В условиях санкций, считает президент, удалось сохранить диалог с оппонентами. Но в случае обострения отношений он готов нанести ответный удар.
«Есть уровни, на которых мы ведем с ними диалог, переговоры. И никогда он не прекращался. С поляками, Евросоюзом, американцами. У нас есть животрепещущие темы, по которым мы всегда ведем переговоры. Например, США. Они очень ценили наш борьбу с контрабандой радиоактивных материалов. Но я их предупредил: если вы перейдете красную черту, мы и на эту тему разговаривать не будем», – отметил Александр Лукашенко.
Среди приглашенных в зале были и журналисты западных СМИ, и они тоже задали свои вопросы. Александр Лукашенко пообещал интервью CNN при условии, что в эфир выйдет все, что он скажет. А пока ответил на вопрос о репрессиях в отношении так называемых независимых средств массовой информации.
«Какие репрессии? Как они себя вели? Вы приехали как гости в мою страну для того, чтобы поддерживать отношения между народами – в этом суть журналистики. Но говорить правду. Вы же все извратили. И вы это называете прессой? Так я честно сказал в отличие от ваших президентов, что мы зачистим эту дрянь. И зачистили. И будем чистить», –подчеркнул глава республики.
Лукашенко также рассказал о внутриполитических процессах, которые идут сейчас в Беларуси. Страна готовится к референдуму по Конституции.
«Нам скрывать нечего, мы должны провести референдум по Конституции открыто, честно. Может, нам придется что-то поправлять еще после того, как она будет вынесена на всенародное обсуждение до референдума. Исправим. Все сделаем демократично, как это должно быть. Чтобы комар носа не подточил», – пообещал президент.
Во время большого разговора звучали не только вопросы, но и пожелания: например, предложение обязательно баллотировался на следующий срок. Не все желающие успели задать вопрос, но, несмотря на это, большой разговор побил рекорд продолжительности.