Велопробег в прошлое: белорусский краевед собрал коллекцию старинных велосипедов
Белорусский экскурсовод и краевед восстанавливает старинные велосипеды. В его коллекции несколько десятков уникальных моделей, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Ольга Баранова.
Его гараж как машина времени. Из современного там только инструменты. Сейчас Андрей Комоско ставит на колеса женский велосипед, которому больше 90 лет.
Уцелевший велосипед прошлого века – почти фантастика. Нужные запчасти Андрей разыскивает в металлоломе. Иногда на это уходят месяцы, а то и годы. Ремонтирует все сам. Былой образ воссоздает по старинным фото.
В прошлом веке в Беларуси было, как минимум, шесть велозаводов. Один из самых крупных – «Неман» в Гродно. За всю историю с конвейера вышло 12 моделей. Они отличались дешевизной и надежностью. Экспонаты сейчас на выставке в городском поселке Мир.
«20 килограммов. Но эта тяжелая машина не ломается на брусчатке, хороший, надежный конь. Стоит он до 140 злотых. Более престижные марки стоили до 400 злотых. Корову продать – 60 злотых. То есть нужно было две коровы, чтобы купить железного коня», – рассказал Андрей.
Жемчужина коллекции – столетний двухколесный велосипед. В коллекцию попал в виде рамы и оказался редкой моделью от производителя из Волковыска. То, что там вообще существовала велоартель, стало сенсацией.
«Пока ни Волковысский музей, ни краеведы не знают про это производство, ответить на мои вопросы никто не может: где, сколько производили, как долго», – сказал Комоско.
Собирает Андрей и велоаптечки. Их выпускали все шинные заводы Советского Союза. В наборе клей, наждачка – все, что нужно для починки шины. Есть в коллекции и велосипедные номера. Раньше они были обязательными. В Беларуси их выдавали до 2008 года.
«У нас богатейшее техническое прошлое, огромный советский задел. Это все наследие нужно было бы сохранить и делать музеи. Но сейчас их можно сосчитать только на пальцах одной руки», – посетовал коллекционер.
Мечтает Андрей создать свой музей. Не денег ради, он энтузиаст, и увлечение сейчас не приносит заработка. Для истории, которую уже помнят только единицы. Тем временем новой жизни в гараже у Андрея Комоско ждут еще 11 велосипедов.