Белорусская маляванка: в стране возрождают интерес к национальным расписным коврам
В Беларуси возрождают маляванки – национальные расписные ковры. Больше века назад они были желанными подарками на свадьбы, их хранили как семейный оберег. Сегодня художников, которые работают в этом стиле, в стране практически не осталось. Корреспондент «МИР 24» Ольга Баранова побывала в Заславском музее, где собирают уникальную коллекцию маляванок.
Одно нажатие, и главный символ города Глубокое – вишня – превращается в раскраску. Такой экспресс-курс Светлана Анатольевна обычно проводит для детей. Льняное полотно, акриловые краски и деревянные штампы. Раньше их заменяли овощи.
«Была редька у нас, репа, картошка, свекла. Это все разрезалось, и какой-то цветок ножиком вырисовывали, потом вот отпечатывали и разрисовывали», – рассказала народный мастер Беларуси по маляванке Светлана Сковырко.
Маляванка такого небольшого размера называется «макаткой». Создается за полчаса. А на полноценное полотно у художницы уходит три недели. Сначала ткань окрашивается в черный цвет. Затем на темный фон наносится яркий рисунок.
«Эскиз – самое сложное. Берется кусочек мыла и им прорисовывается рисунок на полотне», – пояснила Сковырко.
Сейчас в Глубоком Светлана Сковырко единственная, кто возрождает народное искусство. А раньше здесь творил один из самых известных художников Беларуси Язеп Дроздович. Правда, маляванки создавал, чтобы заработать. Любимой темой всю жизнь оставался космос.
«В 30-ые годы не было у него возможности как-то иначе зарабатывать. Путешествуя по деревням, останавливался на ночлег и за харчи создавал вот такие работы незатейливые», – рассказал главный хранитель фондов музея-заповедника «Заславль» Александр Рак.
Маляванки или расписные ковры были очень популярны в белорусских деревнях в середине прошлого века. Ими украшали стены, дарили на свадьбу или новоселье.
«Тогда люди жили бедно. В деревнях работали, просвета в жизни не было. Люди хотели чего-то красивого, красочного», – рассказала старший научный сотрудник музея-заповедника «Заславль» Ирина Артемьева.
Такие ковры в основном расписывали художники-самоучки. Оттого имена авторов зачастую неизвестны. Рисовали цветы и животных. Позже появились сюжетные композиции. В 70-х годах, когда ковры начали производить на фабриках, маляванки потеряли популярность и оказались полностью забытыми. Сейчас их еще находят в заброшенных домах, что-то можно отыскать в интернете.
Самая большая коллекция маляванок хранится в Заславском музее. Здесь около 300 экспонатов. Пока они находятся в фондах. Но сотрудники надеются, что в скором времени все же появится музей белорусской маляванки.