Токсиколог: «50 миллилитров метанола хватит, чтобы человек прекратил свое существование». ЭКСКЛЮЗИВ
Пятидесяти миллилитров метанола достаточно для того, чтобы человек прекратил свое существование. Так трагедию в Оренбургской области, где почти два десятка человек смертельно отравились алкоголем, прокомментировал врач-токсиколог, научный журналист Алексей Водовозов. В эфире телеканала «МИР 24» он рассказал о некоторых особенностях метанола, которым, по некоторым данным, могли отравиться умершие.
«В токсикологии есть понятие «летальный синтез». Это не совсем правильное слово, скорее, это «летальный метаболизм». Само исходное вещество менее опасно, чем его производное. В организме он превращается в формальдегид, а потом в муравьиную кислоту. Они устраивают такой погром в нервной системе, что от нее практически ничего не остается – это мощнейшие нейротоксины. Люди сначала теряют зрение, а потом жизни», – сказал врач.
Он отметил, что этанол в организме человека при этом разлагается ферментами – сначала он превращается в уксусный альдегид, затем в уксусную кислоту. Это вещества, с которыми человек может справиться без особой токсической реакции, кроме выраженного похмелья. Что касается метанола, в чистом виде его употребляют редко, отметил Водовозов, и этим он опасен.
«Чаще получается, что метиловый спирт находится в составе других напитков либо других жидкостей, например, технических. В этом случае, например, если он находится вместе с этанолом, возникает небольшой парадокс. Этанол – это антидот против метанола. Тут может долгое время происходить маскировка отравления, и эффекты могут появиться даже через несколько часов – от минут до часов, в зависимости от дозы метанола, которая поступила в организм», – сказал токсиколог.
Самое частое осложнение – это слепота, человек слепнет необратимо, поражается зрительная пара нервов, и восстановлению эта функция не подлежит. При этом спасти жизни пострадавшим, которые сейчас находятся в больнице, можно. Современные реанимационные мероприятия позволяют это сделать, сказал врач.
«Вопрос в том, понравится ли им жизнь после – это большой вопрос», – заключил Алексей Водовозов.