7 ноября в России – это день воинской славы. 80 лет назад, осенью 1941-го, прошел знаменитый парад на Красной площади. С него советские войска отправлялись прямо на фронт – защищать Москву. О том, как начиналась история Великой Победы, – корреспондент телеканала «МИР 24» Артем Васнев.
Всего 25 минут. Самый короткий парад за всю историю советской армии. К нему не готовились, не репетировали ночами. Он стал неожиданностью для всего мира и даже для его участников. Единственный случай, когда торжественное событие оказалось военной хитростью, изменившей ход истории.
Октябрь 1941-го. Кулак вермахта направлен на Москву, немецкие части в 30 километрах. 7 ноября, в священную для большевиков дату, армия Третьего рейха должна была промаршировать по Красной площади.
«Немецкие саперы должны были подорвать стены Кремля как символ большевистского сопротивления. Вслед за этим должен был быть взорван мавзолей Ленина, на его руинах разложен костер и сожжено тело Ленина», – рассказала доктор исторических наук, профессор Елена Сенявская.
На выезде из Москвы первые пробки. Машины, груженые скарбом, пытаются вырваться из столицы. Первые случаи мародерства. Заводы и фабрики встали.
«Сталин был настроен на то, чтобы Москву не сдавать и поднять боевой дух. У него возникла идея провести парад. Он собрал членов Ставки и объявил об этом. Была гробовая тишина. Идею Сталина сначала никто не поддержал. Возразить открыто боялись, Жуков находился на фронте в это время, отвечал за оборону Москвы. После словесного давления Сталина все сразу сказали, что идея великолепная», – сказал военный историк, директор музея ПВО Юрий Кунтов.
Накануне 7 ноября назло врагу – торжественное собрание на станции метро «Маяковская». Радиотрансляция на весь Союз.
Погода на стороне защитников Москвы. Идет снег, низкая облачность. Начало не в 10, как планировали, а в 8 утра. Парад снимают ассистенты, операторы приехать не успевают. Москвичи, увидев, что к центру города стягивается техника, бегут на Красную площадь посмотреть на своих защитников.
«А у них тулупы, белый мех и на на рукавах, и здесь, шапки-ушанки были, в рукавицах и валенках», – рассказала труженик тыла Елизавета Трубина.
Отснятый материал наскоро монтируют. И спецрейсами отправляют во все уголки страны. Гитлер в бешенстве. Воодушевленные солдаты прямо с Красной площади уходили на фронт.