Сценарист Рязанова: 100 лет со дня рождения Эмиля Брагинского
Писатель, соавтор знаменитого режиссера Эльдара Рязанова. Драматургу Эмилю Брагинскому сегодня исполнилось бы 100 лет. Благодаря их тандему родились шедевры отечественного кинематографа: «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Вокзал для двоих», «Служебный роман». Подробнее –корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Паршинцев.
«Кто свидетель?». – «Я! А что случилось, что?».
Эта фраза из фильма «Берегись автомобиля» ушла в народ, как и многие другие, придуманные Эмилем Брагинским. Он обладал особым талантом писать яркие диалоги. Его соавтор – Эльдар Рязанов – воплощать их на экране. «Успех для двоих» продолжался 35 лет.
«Я ему говорю, Герка, возьми сто грамм! А он говорит: сто грамм не стоп-кран, дернешь, не остановишься!».
Они называли себя Эмик и Элик. Коллеги по цеху удивлялись, как это у них получается дополнять друг друга, находить свой «зигзаг удачи». Диванное творчество: один полулежа диктовал, второй записывал за столом. И жесткое понятие вето. Если кому-то не нравился эпизод, его просто убирали. без лишних обсуждений. Хотя не всегда это получалось.
Тихий и скромный Эмиль мог бы стать врачом, как и его родители. Но доучиться на медицинском помешала война. Студента-медика Брагинского направляют в госпиталь. После войны он не стал доучиваться, окончил юридический. Потом делал спортивные репортажи для газеты. Редакторам нравился живой слог Брагинского. В 1946-м его пригласили работать в модный журнал «Огонек».
«Что, сгорел?». – «Отравился. Раскусил ампулу с ядом».
«В квадрате 45» – первая работа Брагинского в кино. Хотя он уже пишет пьесы для театров. Фильм получился проходным, Эмиль пока еще не нашел свой жанр и своего режиссера.
С Рязановым они стали работать в 1963-м – над сценарием «Берегись автомобиля», который цензоры тут же положили в стол. Где воспитательный фактор? Вор – главный герой! А в журнале «Молодая гвардия» – напечатали. Читатели были в восторге, критики тоже. Только после этого цензура дала добро на съемки.
«Это ваша машина?». – «Нет». – «Но вы шофер?» – «Нет, нет». – А что ж вы тогда здесь делаете?». – «Вот хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете!».
В сентиментальном образе Деточкина – Дон Кихот и князь Мышкин. После такой кинематографической удачи тандем «Эмик и Элик» выпускает один киношлягер за другим.
«Старики – разбойники» – опять про честных грабителей. И снова – успех.
«Унести самого Рембрандта, чтобы никто не заметил – наглая клевета на наш музей!».
Единственной неудачей соавторы считали «Невероятные приключения итальянцев в России». Они написали трогательную историю любви итальянки и советского милиционера. Но заграничным продюсерам нужна была погоня, драки и спецэффекты. Позор, оплаченный валютой, так называл этот фильм Брагинский. Хотя зрители оставались в восторге: только за первый год проката фильм посмотрели 50 миллионов жителей СССР.
Рязанов и Брагинский не были близкими друзьями. Скорее, коллегами.Но именно знаменитый режиссер быстрее всех примчался, когда у Эмиля Вениаминовича случился первый инфаркт в 1975-м. Еще не вышла на экраны культовая «Ирония судьбы». Сценариста ждали два с половиной десятилетия плодотворной работы в кино и в литературе. Его любимые персонажи – лирические герои советской действительности – навсегда в истории отечественного кино.