З0 лет Содружеству. 8 декабря 1991 года в усадьбе «Вискули» подписали Беловежские соглашения о распаде СССР и создании СНГ. Споры о том, какую роль сыграл этот документ в судьбе миллионов людей, не утихают до сих пор. В охотничьей усадьбе 70-летнюю историю перечеркнули всего за несколько часов. Корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин встретился с очевидцами тех событий и даже отыскал машинку, на которой печатали соглашение.
Под такие звуки развалился Советский Союз. На этой печатной машинке и были набраны те самые Беловежские соглашения. Теперь аппарат в коллекции писателя Николая Иванова. Он разыскал артефакт, когда работал над книгой о событиях декабря 91-го.
«Мне важно было посмотреть на них глазами поваров, мне интересно было посмотреть глазами лесничих, глазами истопника бани, где они парились, и мне, конечно, интересно было узнать, кто печатал договор о распаде СССР», – указал председатель Союза писателей России Николай Иванов.
Машинку он обнаружил спустя 10 лет после распада СССР в библиотеке Беловежской пущи – сломанную и никому не нужную.
Причем тогда, 8 декабря 91-го, эту машинку вместе с тем, кто умеет быстро печатать, пришлось поискать. Оказалось, что написанный от руки черновик документа просто некому набрать. Тогда в ближайшем селе Каменюки разыскали секретаря директора заповедника и срочно привезли в усадьбу. До распада Союза оставались считанные часы, хотя изначально крушить советскую империю никто не собирался. Борис Ельцин поехал в Беларусь обсуждать энергопоставки с президентом республики Станиславом Шушкевичем. Заодно туда же пригласили украинского лидера Леонида Кравчука, поговорить о том, как жить дальше.
К тому моменту Леонид Кравчук уже три дня как был президентом, и его республика была очередной, которая заявила о выходе из состава Союза. Задача Ельцина была убедить этого не делать. И пока руководители России и Беларуси в Минске обсуждали экономику, украинская делегация уже приехала в правительственную резиденцию «Вискули» – развлекала себя как могла.
«Нам предложили поехать посмотреть Беловежье. Говорят: «Возьмите на всякий случай ружья, может, будет возможность стрелять». Я взял ружье, но не стрелял. «Смотрите, кабанчик, стреляйте!». А кто-то говорит: «Подожди, подъедем ближе, чтоб наверняка». А когда мы подъехали, кабанчик уже убежал», – рассказывал первый президент Украины Леонид Кравчук.
Российская и белорусская делегация приехали в «Вискули» ближе к вечеру. Уже были, как вспоминают свидетели, в приподнятом настроении.
«Не знаю, что они пили, но пили первый день, как приехали. Ельцин никакой приехал, его под руки вели», – вспоминает директор резиденции «Вискули» Степан Мартысюк.
К ужину на столах появился дефицит. Родной, советский. Ничего экзотического политики не заказывали.
«Икра, балык. Что больше может быть? Остальное – обыкновенная пища: свинина, говядина, дичина была на закуски, первое, второе», – вспоминает Степан Мартысюк.
Поначалу документ содержал общие слова – о добрососедстве и международном праве. Конкретных договоренностей из-за амбиций только что выбранных президентов не получалось. Но и расставаться на полуслове лидерам не хотелось.
В итоге строки, которые перечеркнули почти 70-летнюю историю страны, напечатали в последний момент: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
«Я был автором этой фразы, это правда. Это приятно, но в любом случае это коллективное творчество было», – указал государственный секретарь РСФСР в 1991 году Геннадий Бурбулис.
После подписания документа лидеры теперь уже трех государств решили доложить обо всем Михаилу Горбачеву, но того не оказалось на месте. Тогда позвонили президенту США. Поначалу помощники Джорджа Буша думали, что их разыгрывают: могут ли президенты республик звонить из какой-то охотничьей усадьбы?
«Шушкевич меня ставит в известность, а Борис Николаевич разговаривает с Бушем. Причем о таком вопросе, как вопрос государственности, об этой стране. Сейчас же ее начнут кроить. Я сказал, что я не буду в этом участвовать ни при каких условиях», – рассказывал президент СССР Михаил Горбачев.
Михаил Горбачев пригласил президентов трех республик в Москву на разговор. Но прилетел туда лишь Борис Ельцин, и то, чтобы занять его кабинет в Кремле.
Кто спустя 30 лет точно ответит на вопрос, что же такое независимость – награда или беда? Анализируем в специальном проекте «Независимость. Миссия выполнима». Сегодня сразу после полуночи на телеканале «МИР».