Путин об Украине, помощи Афганистану и газовом вопросе: ответы на самые интересные вопросы
Владимир Путин провел 17-ю большую пресс-конференцию. Всего президенту России задали более 55 вопросов. «МИР 24» собрал ответы на самые интересные.
Ситуация на Украине
«Все говорят, что Россия должна исполнять Минские соглашения. Мы согласны, а правительство [Украины] внесло в парламент страны закон о переходном периоде. Там вместо амнистии, ее запрет и чуть ли не уголовное преследование, вместо выборов вводится военно-административное управление. Вместо амнистии люстрация населения. Что это такое? Создание на этой территории такой анти-России с постоянной накачкой современным оружием, с промыванием мозгов населению. Представляете, как в исторической перспективе Россия должна жить дальше? Все время с оглядкой: а что там происходит, какие новые системы вооружения поставлены? А потом под прикрытием этих новых систем вооружения толкнуть радикалов и на решение вопросов в Донбассе вооруженным путем, и, по Крыму. «Крымскую платформу» зачем поддержали? Если в кулуарах говорят: «Ладно, все, с Крымом забыли». Нет! Толкают и туда»
Расширение НАТО на восток
«Ни одного дюйма на восток, сказали нам в 1990-е годы. Ну и чего? Надули. Просто нагло обманули – пять волн расширения НАТО. И теперь уже в Румынии, в Польше появляются соответствующие системы. Вот о чем речь. Не мы кому-то угрожаем. Мы, что ли, пришли туда – к границам США или границам Великобритании? К нам пришли. И теперь еще говорят: «Нет, и Украина будет в НАТО». Значит, и там будут системы. Или на двусторонней основе будут базы и ударные системы вооружения. Что здесь непонятного? Мне кажется, все понятно. Мы хотим обеспечить свою безопасность»
Газовый вопрос
«Я вижу эти обвинения в адрес России и «Газпрома», что «Газпром» второй или третий день подряд не забронировал трафик для поставок газа в Европу по этому маршруту. Это переходит всякие границы. Ведь он не забронировал этот трафик, потому что те его контрагенты и компании, а это, прежде всего, немецкие и французские, которые покупают газ по этому маршруту, не выставили заявок на покупку. Мы поставляем в ФРГ газ по долгосрочным контрактам, а цена в три-четыре или шесть-семь раз дешевле, чем на споте. Даже перепродав один миллиард кубического метров газа, можно заработать почти миллиард долларов – почти 900 с чем-то миллионов. Это бизнес. Пусть займутся своими вопросами и вовремя на них реагируют. И не думают, что они такие умные и на них боженька заснул. Проблемы, которые они создали сами себе, должны ими и решаться. А мы готовы помочь»
Закон об иноагентах
«Этот закон придуман не нами, а придуман в государстве, которое все считают светочем демократии. Неважно, что этот закон принят еще в 1930-ые годы. Важно, что он действует сейчас. Там примерно 0,034% только организаций, признанных иноагентами. У нас тоже 0,034% – такой же объем. А в чем разница? В том, что если вы там [в США] не закрыли свою деятельность, вам грозит уголовная деятельность – до пяти лет лишения свободы. Даже в случае, если вы эту деятельность прекратили и свою организацию закрыли, это не освобождает вас от уголовной ответственности – «пятерочка». У нас ничего подобного нет»
Близкие союзники
«Казахстан – это один из самых близких наших союзников. У нас уникальные отношения сложились с Казахстаном. Они были заложены первым президентом Назарбаевым. И сейчас подхвачены эти направления и поддержание этого качества отношений новым президентом, с которым у меня очень близкие и дружественные отношения сложились. Одна из главных задач – изменить структуру наших экономических связей. И с большим вниманием, и с большим эффектом работать по направлениям высокотехнологичного развития. Это цифровизация, прежде всего. Это такие важнейшие направления как генетика, медицина, космос. С Казахстаном мы продолжаем, и будем продолжать совместную работу на Байконуре. Казахстан должен быть не только площадкой для запуска космических аппаратов, а должен принимать участие более широкое, более содержательное в космической деятельности»
Помощь Афганистану
«Для нас это не праздный вопрос, потому что у нас открытые границы со среднеазиатскими республиками, бывшими республиками Советского Союза, и, конечно, возможное проникновение туда каких-то экстремистских элементов не может не вызывать у нас определенной тревоги и опасений. Кроме того, с территории исходит огромное количество наркотиков – 90% опиатов на мировом рынке афганского происхождения. Это тоже не может нас не беспокоить»
Сотрудничество с Китаем
«Мы с председателем Си Цзиньпинем обращаемся как друзья, называем друг друга «друг», так и есть. У нас личные отношения сложились очень доверительные, и они помогают выстраиванию деловых отношений. Смотрите, в сфере экономики Азия развивается быстрыми темпами эффективно. Китай является безусловным лидером мировой и азиатской экономики. Естественно, что мы развиваем отношения с Китаем в этом плане. У нас уже свыше 100 млрд долларов оборот. Он превысил допандемийный уровень. Мы развиваем сотрудничество между вооруженными силами. Это и совместные учения, это участие в международных военных играх. Это совместное патрулирование на море и в воздухе. Это абсолютно всеобъемлющее партнерство стратегического характера, не имевшее в истории пока прецедентов, во всяком случае, между Россией и Китаем»
Здравый смысл
«Здравый смысл-то какой-то должен быть во всем. Или спортсмены. Мужчина объявляет себя женщиной и выступает, скажем, в тяжелой атлетике или еще по какому-то виду спорта. Женский спорт перестанет существовать совсем. Я придерживаюсь того традиционного подхода, что женщина – женщина, мужчина – мужчина, мама – это мама, отец – это отец. И надеюсь, что у нашего общества есть внутренняя моральная защита, продиктованная традиционными конфессиями Российской Федерации»
Спорт вне политики
«Я разговаривал тоже давненько, прошло немало времени, с одним из бывших президентов Соединенных Штатов, догадайтесь, с кем. И он мне сказал, блокады Олимпиад в Лос-Анджелесе и, соответственно, в Москве были большой ошибкой, в том числе со стороны Соединенных Штатов. Вот Соединенные Штаты продолжают наступать на те же самые грабли. Чем это вызвано – дипломатический, политический бойкот Китая? С попытками сдержать развитие Китайской народной республики. Никаких других побудительных мотивов нет и быть не может. Спорт, так же как искусство, должен объединять людей, а не создавать проблемы в отношениях между народами и государствами»