«Народу Казахстана» – от крупного бизнеса: чем займется новый общественный фонд?
В Казахстане по поручению президента создан общественный социальный фонд «Народу Казахстана». Чем он будет заниматься, телеканалу «МИР 24» рассказал глава фонда Болат Жамишев.
- Идея в том, что олигархам и тем, кто работал в теневом секторе экономики, пришло время делиться деньгами с народом. Это так?
Болат Жамишев: Это несколько утрировано. Речь идет о крупных предприятиях. Владельцев крупных предприятий относят к олигархам. Безусловно, это так, но речь идет о крупных предприятиях, многие из них являются лучшими налогоплательщиками в стране. То есть речь не идет о том, что они выводили деньги в тень, многие из них содержат много социальных объектов в моногородах, в которых они работают, поэтому более правильно говорить, что речь идет о том, что у нас есть крупный бизнес, собственники которого достаточно много заработали за все эти годы, и в нынешней ситуации президент предложил им поучаствовать в финансировании благотворительного фонда.
Сегодня президент встречался с капитанами большого казахстанского бизнеса и говорил о необходимости большой налоговой реформы.
Налоговые отчисления к ВВП существенно ниже, чем в соседних странах. Когда бюджет относительно к ВВП ниже, возникает вопрос справедливости взаимоотношений бизнеса, особенно крупного. И государства. Эта инициатива исходила еще из того, что не теневые деньги появились, а условия, в которых они работали, были недостаточно справедливы, если принимать международную практику и ситуацию в нашей стране.
- Кто участвует в этом фонде?
Болат Жамишев: На совещание пригласили более 50-ти руководителей предприятий. Когда к ним напрямую президент обратился, можно говорить, что есть и список. Речь идет обо всех предприятиях Казахстана. Крупных и больших среди средних будет где-то 300 у нас в стране, и предполагается, что они будут участвовать в формировании благотворительного фонда на добровольной основе. Совещания, которые проводятся, с руководителями крупных предприятий, все остальные принимают решения самостоятельно, никто им специально ничего не говорил и говорить не собирается. Я полагаю, что и эти предприятия будут добровольно участвовать в формировании фонда.
- Первыми фонд пополнили сотрудники правительства Казахстана, акмолинские чиновники и атыраузские педагоги из университета нефти и газа.
Болат Жамишев: Первым перечислил деньги премьер-министр. К нему подключилась канцелярия. Потом активность, которая началась среди госслужащих, в обществе получила отрицательную реакцию. Попечительский совет фонда, а затем и президент указали, что отчисления в этот фонд могут быть только добровольными, никакого нажима быть не должно. Мы и заявляли, что если кто-либо скажет, что в фонд заставили перечислить деньги, мы готовы этому человеку вернуть.
- Крупные собственники, которые перечисляют деньги, получают что-то взамен?
Болат Жамишев: Налоговый кодекс предусматривает, что на вычет ставится до 3% от налогооблагаемого дохода, если эти деньги направляются на благотворительность, поэтому Налоговый кодекс предусматривает возможность вычетов при налогообложении.
- Кто может рассчитывать на помощь из фонда?
Болат Жамишев: Это то, чем сейчас фонд занимается. Состоялось организационное заседание попечительского совета, на котором мы обсуждали концепцию. Очень важно, чтобы не было неоправданных ожиданий. Фонд не может решать проблемы с бедностью в стране, какие-то проблемы в здравоохранении. Речь может идти об отдельных задачах в социальной сфере, здравоохранении, образовании, соцзащите, то, что не закрывается услугами и деньгами государства.
Нам нужно четко определиться с теми задачами, которые мы будем решать через адресную социальную помощь, будем решать на системной основе. Адресная социальная помощь, очевидно, упор будет сделан на поддержку детей. Если говорить о здравоохранении, то это больные дети. Многие вопросы для детей, скорее всего, будут в поле зрения фонда, включая доступность спортивных сооружений, кружков и прочих социальных услуг. Такие вопросы решаются как на индивидуальной, так и на системной основе.
Можно отправлять лечиться за рубеж, можно пригласить специалистов для проведения лечения в нашу страну. У нас страна очень большая по территории, аппараты диализа есть не в каждой больнице, и такие вопросы решаются за счет частных денег, благотворительной помощи. Расширить эту программу, я думаю, можно будет за счет фонда.
Мы будем пытаться решать вопросы, круг которых нам предстоит определить вместе с попечительским советом. Этот круг должен быть таким, чтобы получить поддержку общественности на работу именно в этом направлении.
- У вашего фонда в чем особенность?
Болат Жамишев: В нашей стране достаточно активно развивается благотворительна деятельность. Очень много общественных организаций, которые этим занимаются по разным вопросам.
Сейчас страна продвинулась по электронным государственным услугам, мы думаем, что услуги фонда тоже будут предоставляться с использованием электронных каналов – как получения данных, так и обратной связи. Сейчас есть платформы, на основе которых граждане подают заявки в общественные организации. Много платформ. Допустим, к одной платформе подключено 140 общественных организаций, и все, кто работают через нее, исключается дублирование, не пропадают заявки, и все видят, кому и какая помощь оказана.
Мы в фонде будем иметь очень маленький штат, мы будем работать в партнерстве с общественными организациями. Мало получить заявку о помощи, надо собрать документы, посетить, обследовать, нужно отработать с государственными органами здравоохранения, социальной защиты. Фонды это делают, именно в таком ключе они и работают, привлекают волонтеров. И мы будем партнерами этих фондов, то есть наш фонд нацелен на то, чтобы расширить благотворительную деятельность, сделать ее более системной, опираясь на опыт и возможности существующих благотворительных организаций.