У обитателей озер начинаются трудные времена: им не хватает кислорода. Происходит, как говорят рыбаки, «замор». Подводным жителям сейчас буквально как воздух нужна помощь людей, рассказывает корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.
Опытный рыбак с первого вдоха понимает, каково сейчас рыбе. Если у воды появился запах сероводорода, значит карась, лещ, плотва уже гибнут подо льдом.
«Осенью в воду попадает много растительных остатков, и они начинают перегнивать в воде», – пояснил сотрудник природного парка «Донской» Виктор Серединцев.
Бактерии вырабатывают сероводород и углекислый газ. Ему некуда испариться из-за плотного слоя льда. Свежий воздух в замерзший водоем не поступает. Нужна своего рода подводная вентиляция.
«Эта установка – обычный мотокомпрессор, а сейчас мы его используем для того, чтобы подать под лед сжатый воздух, обогащенный кислородом», – рассказал Серединцев.
Нехватка кислорода может появится в любом водоеме, но самые большие риски в небольших озерах и прудах. Там рыбе лишний раз вздохнуть негде. Частая картина для водоемов в конце февраля-начале марта – поверхность сплошняком покрыта лунками с пучками камыша.
«Лунки бурятся вдоль береговой линии, чтобы подать кислород. Чем больше лунок, тем больше подача кислорода», – рассказал государственный инспектор по охране диких животных и водных биологических ресурсов Иван Хрущев.
Пучки камыша вставляют, чтобы лунка не замерзала. Помимо спецотрядов и волонтеров, на помощь приходят и рыбаки. Бурят отверстия для рыбалки.
У экологов другой улов. Вытаскивают пробы воды, чтобы сработать на опережение. Пробирки с водой отправляют в лабораторию. Там проверяют по 32 пунктам, но первый и главный показатель – кислород.