Жизнь в искусстве: экс-директору музея Пушкина Ирине Антоновой исполнилось бы 100 лет
Сто лет назад родилась бывший директор музея имени А.С Пушкина Ирина Антонова. Благодаря ей в Советском Союзе публика смогла увидеть знаменитую Джоконду, выставки «Москва-Париж» и «Москва-Берлин». Очереди на эти экспозиции когда-то были даже больше, чем в Мавзолей, рассказывает корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев.
Небольшой кабинет миниатюрной Ирина Антоновой. Все скромно – стол, кресла, книжные шкафы. Она чувствовала здесь себя, как дома. Пушкинский, как театр, для Ирины Антоновой начинался с вешалки. Она вникала во все бытовые мелочи своего любимого музея. Могла быть требовательной и строгой.
Покровский бульвар 14/5 – здесь в конце 30-х снимала квартиру Марина Цветаева перед отъездом в Елабугу. В соседнем подъезде на шестом этаже с мамой жила Ирина Антонова. Ей было всего 16, она готовилась поступать на искусствоведческий. В те годы она и не думала, что вся ее дальнейшая жизнь будет связана с творением отца великой поэтессы – музеем имени А.С. Пушкина.
Ирина Антонова пришла работать в здание на Волхонке в марте 45-го, сразу после окончания филфака МГУ. В этом же году ей, как молодому научному сотруднику, поручили принимать и описывать картины Дрезденской галереи – трофеи Великой Отечественной.
«Поначалу думала: ни за что здесь не буду работать, потому что воздуха нет. Каменный мешок – нечем дышать, а мне хотелось быть на воздухе. Нет, здесь долго не задержусь», – делилась Антонова.
Но в итоге осталась на всю жизнь. Для советской публики многие выставки, организованные ею, стали откровением. В 74-м в музей Пушкина впервые привезли «Джоконду». Картина великого Леонардо выставлялась в Японии. Антонова уговорила министра культуры Фурцеву, чтобы знаменитое полотно по дороге в Лувр приземлилось в Союзе.
«Вспоминаю, как люди, посмотрев на нее, не поворачивались назад, чтобы выйти из зала. Они пятились спиной», – вспоминала Антонова.
Международная выставка «Москва-Париж» в 81-м открыла картины художников-авангардистов: Малевича, Кандинского, Матисса. Очереди, чтобы увидеть их, были больше, чем в Мавзолей.
«Работы французских импрессионистов и русских передвижников соединялись в одну концепцию – тоже была очень важная работа, не банальная. Это все был результат ее совместных с рабочей группой музея конкретных исследований», – сказала директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марин Лошак.
Сотрудники музея вспоминают, что Ирина Антонова умела не только работать, но и шутить. Во время новогодних огоньков когда-то была традиция разыгрывать сценки по знаменитым картинам. В одной из таких по мотивам Рембрандта участвовала и Антонова.
«Это было ужасно смешно для тех, кто понимал всю эту ситуацию. Я давилась от смеха, но держалась из последних сил. А Ирина Александровна, как величественный Артексеркс, выступала в качестве царя», – рассказала главный библиограф Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ольга Малиновская.
Своим авторитетом Ирина Антонова пользовалась, чтобы напрямую общаться с директорами многих музеев из других стран. Ее номер телефона знали в Лувре и в Министерстве культуры Франции. Имя Антоновой теперь станет носить сквер во дворе Пушкинского музея, а на доме, где она жила, отныне – мемориальная доска.