Сверхчистая медь: в Северной Осетии возобновил работу металлургический завод
Во Владикавказе возобновил работу завод по выпуску бескислородной меди – металла, необходимого в приборостроении и электротехнической промышленности. Раньше медь закупали в Германии и Финляндии. Теперь завод готов обеспечить сырьем российский рынок. За первой плавкой следил корреспондент «МИР 24» Чермен Улубиев.
У металлурга Эдуарда Джигкаева сегодня двойной праздник – день рождения и первая плавка меди. Много лет его родной завод «Кристалл» простаивал.
Температура внутри графитового тигеля – чаши для плавки металла – 1100-1200 градусов Цельсия. Этого хватает, чтобы медь начала кипеть. Пора закрывать крышку печи и создать внутри вакуум. Так металл приобретает главное и ценное качество – становится бескислородным.
«Одна тысячная примесей. Это как у золота: есть 585 проба и 999. То же самое у меди. Вот мы получаем сверхчистую медь, чище не бывает», – пояснил старший мастер плавильного участка Эдуард Джигкаев.
Бескислородную медь используют в производстве электроники. Ее ценят за прочность, электропроводность и устойчивость к коррозии. Чистая медь – лучшая замена серебру при производстве мобильных телефонов, компьютерных процессоров. Международная обстановка невольно помогла осетинским металлургам.
«Мы оказались единственным монополистом-поставщиком этой меди. Все потребители, которые получали эту медь из Финляндии и Германии, сейчас, естественно, повернулись к нам», – сказал генеральный директор ОАО «Кристалл» Хайдарбек Бутов.
Металлургический завод «Кристалл» во Владикавказе построили в 1963-м. Последние годы завод стоял. Был на грани банкротства. Инвестор из Петербурга выкупил все долги и обновил оборудование. Теперь рассчитывает на хороший доход.
«Вот таких болванок мы можем в месяц производить 100 тонн, то есть это немного. Но вопрос в том, что это уникальная болванка. Это медные сплавы, это медь бескислородная. Это очень дорогая продукция и импортозамещающая», – отметил советник генерального директора «РМ-стил» Владимир Матюшко.
Сырье для завода производят в России – на Урале и в Норильске. Во Владикавказ медь привозят в виде листов. А уже здесь ее доводят до совершенства.
«Это экологически чистое производство. Это вакуумные бескислородные печи, которые не имеют выбросов ни в воду, ни в воздух», – сказал глава Северной Осетии Сергей Меняйло.
Импортного оборудования минимум. Все эти печи сделаны еще в советское время здесь же – на заводе существовало собственное конструкторское бюро.
Сразу после плавки черновой слиток направляют в соседний цех. Здесь с него снимают внешний грязный слой, чтобы в нем не осталось пор с кислородом. И только после такой чистки идеально гладкий слиток отправляют заказчику.
Пока на заводе работает одна печь. В сутки она производит три-четыре болванки. В ближайшие месяцы специалисты наладят работу других шести печей. Уже поступил заказ на первые 500 тонн бескислородной меди. От корпораций «Ростех» и «Росэлектроника», а это больше 600 компаний.