Трещат по швам: оползни разрушают дома на востоке Азербайджана
Оползни разрушают дома на востоке Азербайджана. Люди могут навсегда лишиться крова. При этом местные власти никак не решают проблему, жалуются жители. В проблеме разбирался корреспондент «МИР 24» Кямран Гусейнов.
Дом жительницы поселка Хокмали Айнуры Мамедовой в буквальном смысле трещит по швам. Чтобы каменные стены окончательно не обвалились, их обвязали железной проволокой. Но это несильно помогает. Риск полного обрушения жилища велик.
«Я ночами не могу заснуть. Все время слышу какие-то щелчки. Первое, что приходит на ум – опять какой-то из камней выпал из фундамента. Очень страшно. А у меня трое детей. Неоднократно жаловалась в местную администрацию. А там говорят: «Вы сами виноваты. Построили дом в оползневой зоне». Но у меня документы есть. Сама же администрация их выдала. По бумагам на этой территории строить разрешено», – пожаловалась Айнура Мамедова.
Некоторые из жителей покинули свои дома. Большинство из них сейчас снимают жилье. Но те, у кого нет такой возможности, вынуждены оставаться.
«Вот посмотрите на этот дом. Тут жили родственники моего мужа. Взгляните, в каком он сейчас состоянии. Лестницы, окна – все потрескалось. Через эти трещины в дом пробирались змеи. Да и фундамент из-за оползней сместился», – сказала Мамедова.
Сам поселок располагается на склоне грязевого вулкана. От оползней пострадали почти 70 домов. Некоторые разрушены до основания.
«12 лет я здесь живу, а оползни стали возникать где-то лет пять назад. Никому в голову не могло прийти, что столкнемся с такой ситуацией. Люди покупали тут дома или сами строили. Никто и представить не мог, что от жилища останутся одни камни. Вот здесь стоял дом, он разрушился за несколько дней», – отметил житель поселка Нубар Фахри Насиров.
От исполнительных властей Апшеронского района жители поселка требуют компенсации. Своих средств на переезд и новое жилье у них нет. В управлении обещают возместить ущерб, но конкретные сроки не называют.
«Оползни на территории поселка возникли из-за неконтролируемых дождевых вод и непросохшей канализации. Сейчас 23 дома находятся в плачевном состоянии. Там никто не живет и, соответственно, туда приостановлена подача газа и электроэнергии. Остальные дома промониторим. Этим займется не только наше учреждение, но еще Минэкологии и МЧС», – сказал представитель исполнительной власти Апшерона Фариз Алиев.
К слову, мониторинг уже проводили. На домах, которые пострадали от оползней, представители Минэкологии установили специальные дощечки, которые позволяют оценить, насколько расслоились материалы, из которых сделано жилье. Возобновить мониторинг власти обещали после того, как пандемия коронавируса пойдет на спад.