Возвращение шедевра: картину «Иван Грозный и сын его Иван» защитят с помощью специальной капсулы
После долгой реставрации Третьяковская галерея представила знаменитую картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Ровно четыре года назад ее повредил один из посетителей, восстанавливали полотно с помощью новейших технологий. Корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева одной из первых увидела спасенный экспонат.
Десятки телекамер, сотрудники безопасности и галереи. Все в томительном ожидании – минута до второго рождения шедевра Репина после реставрации.
Художнику бы такое внимание понравилось. Он мечтал, чтобы его картину «Иван Грозный и сын его Иван» увидели сотни людей. Но в 1885 году полотно запретили для показа и убрали из экспозиции Третьяковской галереи. Теперь эта работа в центре событий.
Четыре года назад в этом же зале тоже собирали журналистов, но повод был нерадостный. Картину повредили в мае 2018 года, один из посетителей ударил по витрине металлическим ограждением. Осколки задели центральную часть полотна.
Картину реставрировали в два раза дольше, чем писал ее Репин. Шедевр не только восстановили, но и заново открыли оригинальный почерк автора.
«Реставраторам удалось освободить картину от наслоения, от позднейших реставрационных записей, позднейшего лака, укрепления. Они расчистили ее до авторского лака Репина. То, что вы видите сейчас, это фантастическая живопись Репина. Эта картина еще раз подтверждает, что это был художник милостью Божьей и один из величайших колористов в истории русского искусства», – сказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Этот слой защиты нанесли в процессе первой реставрации в 1913 году, тогда на картину тоже напали и повредили, порезав ножом. Сам Репин заново рисовал лицо и руки царю и его сыну. Теперь, когда старый слой убрали, проявились многие детали, которые не были видны раньше.
За время реставрации картину удалось и вылечить от «хронической болезни». Полотно было очень хрупким, буквально рассыпалось на части. Поэтому эту работу Репина только раз забирали из зала во время эвакуации в годы войны. Чтобы не навредить полотну, его реставрировали на специальном столе-трансформере. К тому же была построена мастерская, чтобы там можно было уместить картину такого масштаба.
Картину теперь вновь поместят в реставрационную мастерскую. Но в этот раз временно. Для того чтобы изготовить специальное защитное стекло – антивандальное и пуленепробеваемое. Чтобы больше ни у кого не было возможности навредить шедевру.