Скотомогильник замедленного действия: как не допустить распространения опасных инфекций
Под Комсомольском-на-Амуре власти занялись ликвидацией стихийного скотомогильника, который отравлял реку Черный ключ и жизнь в поселке Чкалово. Люди жаловались на неприятный запах и медведей, которых привлекали остатки крупнорогатого скота. Чем еще опасно такое захоронение животных, в эфире телеканала «МИР 24» рассказал советник главы Российского экологического общества Станислав Черненко.
– Чем опасны стихийные скотомогильники?
Станислав Черненко: Стихийные скотомогильники опасны хотя бы тем, что они безнадзорны. То есть не подконтрольные места захоронения, где не соблюдаются требования, установленные для этих захоронений. Они сами по себе уже опасны тем, что никто не может сказать, где этот объект, какую опасность он представляет объективно, и никто не организует контроль за соблюдением тех требований, которые к этим местам имеются. Трупы животных, располагающиеся в данных местах, могут нести и биологическую опасность, поскольку у животных имеются инфекционные заболевания, возможно, опасные и для человека. Существует заболевания, которыми люди заражаются, столкнувшись с объектами окружающей среды. Поэтому данные бесхозные размещения трупов животных опасны с точки зрения неконтролируемого распространения инфекций в окружающей среде, и в перспективе могут привести к развитию эпидемий.
– Но я не могу обойти еще один момент по поводу моровых захоронений. Никуда мы не денемся от сибирской язвы – я говорю о захоронениях в зоне вечной мерзлоты. Как нам говорят, мерзлота начинает таять, и скотомогильники тоже начинают таять, а там животные с сибирской язвой. И говорят, что споры сибирской язвы сохраняются в вечной мерзлоте еще лучше, чем в обычном грунте, и вот в этом, мол, есть опасность. Она есть?
Станислав Черненко: Опасность или риск, конечно, есть. Но давайте сразу же поймем и зафиксируем, что сибирская язва не является заразным заболеванием, если мы говорим о передаче инфекции от человека к человеку. Это заболевание, которым человек заражается при контакте с окружающей средой – с почвой, трупом животных, при обработке туш животных. Есть целая отрасль, профессии, для которых характерны высокие показатели заражения сибирской язвой. В отношении этих профессий существуют требования и правила по периодическим осмотрам, контролю и даже вакцинации.
Что касается морового захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы, на территории вечной мерзлоты, то, конечно, в известной степени такая опасность существует. Более того, есть профессия, которая связана с перегоном, выпасом животных в этих районах. Речь идет о выпасе на площадях, где когда-то были падежи животных от сибирской язвы. Разумеется, существуют риски заражения, и такие случаи редко, но происходят. Относительно недавно, около пяти или семи лет назад, этот случай озвучили всевозможные СМИ. К сожалению, не без летальных исходов, но люди умирают и от других болезней. Здесь нужно понимать, что кроме сибирской язвы в природе существует много инфекций, которые вызывают заболевание у людей. И от гораздо большего количества инфекций гораздо большее число людей погибает ежегодно.
Что касается рисков, о которых мы говорим, то таяние вечной мерзлоты формирует дополнительные риски. Появление эпизодических очагов не столько связано с таянием вечной мерзлоты, сколько с усилением контакта человека с данными территориями. То есть, конечно, мы можем говорить и об увеличении риска освоения территории вечной мерзлоты с точки зрения эпидемиологии для человека. Но вся жизнь человека связана с рисками, и их предупреждение, профилактика – основная задача. Предупрежден – значит вооружен.