Без лишних конвертаций: почему рубль становится ключевой валютой расчетов стран Евразийского союза?
Страны Евразийского экономического союза поэтапно переходят на расчеты в национальных валютах. Для чего это нужно? Насколько уже удалось продвинуться на этом пути, рассказал в эфире телеканала «МИР 24» доцент департамента мировых финансов Финансового университета при Правительстве РФ Лазарь Бадалов.
- Зачем государствам ЕАЭС переходить к расчетам между собой в нацвалютах? В чем на этом пути выгода?
Лазарь Бадалов: Я бы сказал даже не то, чтобы переходить. На пространстве ЕАЭС расчеты в нацвалютах уже ведутся, их доля достаточно существенная. Собственно говоря, чем это продиктовано? Здесь есть два момента, которые такую ситуацию формируют. Во-первых, в текущей ситуации это инструмент защиты от санкций, само собой. А во-вторых, это чисто экономически выгодно. Зачем, условно говоря, России и Казахстану вести между собой расчеты в долларах США? То есть получается, что появляется третья валюта-посредник, и производится конвертация российского рубля в доллар, затем доллара в казахстанский тенге и наоборот. Вот эту лишнюю конвертацию валюты-посредника устраняют, и расчеты осуществляются напрямую в национальных валютах.
И здесь, конечно, есть еще один нюанс. Он заключается в том, что на пространстве ЕАЭС рубль наиболее распространен в расчетах, именно он рассматривается как региональная валюта для расчетов на пространстве ЕАЭС.
- То есть ключевая точка для расчетов на пространстве ЕАЭС – это рубль получается, да?
Лазарь Бадалов: Да.
- Я так понимаю, что доллар был валютой международной торговли на евразийском пространстве в силу того, что это мировая резервная валюта. И считалось, что все надо делать через доллар, все привязывать к доллару. В какой момент поняли, что минусов от таких расчетов больше, чем плюсов?
Лазарь Бадалов: Я думаю, про минусы понимали изначально, другой вопрос, что не было возможности. Скажем так, после распада СССР на постсоветском пространстве традиционно сформировалась культура расчетов в долларах США и иностранных валютах. И длительный период времени эти расчеты были безальтернативными. Почему так? Потому что не было такого четкого и тесного взаимоотношения между странами. Была попытка создать СНГ, но те идеи, которые закладывались в создание СНГ, в итоге не были реализованы. Поэтому когда на постсоветском пространстве вырисовалось пространство стран ЕАЭС, вот тогда уже плотнее подошли к вопросу использования в расчетах национальных валют. В том числе на основе российского рубля.
- Вы говорите, что расчеты идут давно. А сколько будет этапов перехода и какие?
Лазарь Бадалов: Это достаточно подвижный механизм, он постоянно развивается. Когда мы говорим про расчет, это достаточно широкое понятие. Здесь включается не только оплата экспортных и импортных поставок. Это и торговля национальных валют на национальных биржах. Например, на Московской бирже торговля национальных валют стран ЕАЭС. Это взаиморасчеты, связанные с операциями на рынке ценных бумаг, это открытие корреспондентских счетов между банками. Это действительно построение целой инфраструктуры, целой системы. Вот поэтому говорят об этапах. О том, что есть первый этап, и что в дальнейшем будет определенное развитие, будут и другие шаги предприниматься. Вот об этих шагах как раз идет речь.
- А в какой точке мы находимся на этом пути сейчас, и что будет происходить в самое ближайшее время?
Лазарь Бадалов: Процесс формирования на пространстве ЕАЭС взаиморасчетов в национальных валютах и в российских рублях запущен достаточно давно. Идет он порой с переменным успехом. Но самое главное, он развивается. В этом процессе есть постоянный, пусть и маленький, прогресс. Нет такого, чтобы что-то останавливалось или, наоборот, уменьшалось. То есть это, конечно, радует. Соответственно, что сейчас можно пожелать. Единственное пожелание, чтобы этот процесс взаимной интеграции, в том числе в части расчетов, был более динамичным.
- Процесс есть, но он медленный, есть какие-то трудности. Что сейчас больше всего мешает максимально быстрому переходу на такие расчеты?
Лазарь Бадалов: Вы знаете, как бы парадоксально это ни звучало, но мешают, в первую очередь, уже сложившиеся экономические отношения, в том числе сформированные на основе международных валют. Всем традиционно удобнее использовать в расчетах доллары США, евро и т.д., и отказаться от этой модели экономическим субъектам порой оказывается сложно.
- Ну да, у нас есть уже готовая схема, по которой мы работаем. Зачем нам…
Лазарь Бадалов: Да, зачем нам что-то менять, сталкиваться с какими-то трудностями, решать проблемы, если есть работающий инструмент. Собственно говоря, это ключевой момент, который вредит процессу.
- Давайте посмотрим немного в будущее. Переход государств ЕАЭС на расчеты в национальных валютах полностью во всех аспектах движения валют как-то повлияет на мировую валюту, на положение доллара в мировой экономике, или другие страны могут этого не заметить?
Лазарь Бадалов: Если так глобально рассуждать, то, я считаю, мы находимся на пороге эры региональных валют. Ситуация, которая сложилась вокруг России, связанная с санкциями, с заморозкой золотовалютного резерва, а до этого отключением SWIFT, повлияла на мировую экономику, на мировую финансовую систему. И другие участники мировой финансовой системы принимают это во внимание и учитывают. С этой точки зрения глобальные перемены, безусловно, будут. И, как я уже сказал, нас ждет глобальная эра региональных валют.
- Рискну предположить еще шире и взглянуть на такое объединение, как БРИКС. А если страны этого объединения тоже между собой договорятся о переходе на расчеты в национальных валютах? Ведь между Китаем и Россией такой процесс уже идет, с Индией, насколько я знаю, переговоры тоже успешные в этом направлении, о переходе на пару рубль-рупий. И вот если эти страны перейдут, это будет второй большой пример того, как можно действовать на региональном уровне?
Лазарь Бадалов: Совершенно верно, я именно это и имел в виду, говоря об эре региональных валют. Пространство ЕАЭС все-таки связано определенным регионом, это страны, между собой граничащие, близко находящиеся друг к другу. А если к этому подключатся страны БРИКС, это вообще будет что-то новое, потому что это страны из разных континентов, разных регионов. Это изменит сложившуюся модель, формирующуюся на долларе США.
- Если такой грандиозный слом мировой экономической модели произойдет, то, простите, что будет с долларом? Он превратится просто в зеленую бумагу?
Лазарь Бадалов: Предсказывать гибель доллара не будем…
- Тем более, что ее предсказывают уже лет 50.
Лазарь Бадалов: Именно поэтому не будем этого делать. Но то, что доля расчетов в долларах США в последние годы снижается и, скажем так, в текущей ситуации не предвидится никаких тенденций, чтобы это поменялось, то тенденция к снижению доли расчетов в долларах США будет сохраняться и в будущем. Конечно, доллар не утратит статус мировой резервной валюты, может быть, так и будет наиболее распространенной валютой в расчетах. Но, тем не менее, эту долю существенно уступит по сравнению, например, с тем, что было 10, 20 или 30 лет назад.