Резервная валюта: чем БРИКС заменит доллар и перейдут ли его участники на российский аналог SWIFT?

14:11 23/06/2022
Резервная валюта: чем БРИКС заменит доллар и перейдут ли его участники на российский аналог SWIFT?

В четверг, 23 июня, состоится виртуальный саммит БРИКС. Напомним, в состав организации входят пять стран с быстро развивающейся экономикой: Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР. В этом году организатором встречи выступает Пекин. Мероприятие будет проходить в формате видеосвязи, тема повестки звучит так: «Содействие качественному партнерству БРИКС, начало новой эры глобального развития». Многие эксперты уже оценили важность предстоящего саммита и отметили, что он может стать важнейшим событием в сфере глобального международного развития.

Как ранее заявил президент России Владимир Путин, страны БРИКС готовятся к созданию международной резервной валюты, а также разрабатывают механизмы альтернативных международных расчетов. Mir24.tv узнал у экспертов, какая валюта сможет заменить доллар на международном пространстве, и есть ли шанс, что Система передачи финансовых сообщений (СПФС) станет полноценным аналогом SWIFT для России и ее экономических партнеров.

Как полагает программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Тимофей Бордачев, речь идет о создании виртуальной резервной валюты.

«Мы не можем говорить о том, что страны БРИКС создадут свою версию евро или доллара, – поясняет он. – Будет некая корзина валют БРИКС, для которых уже на национальном уровне будут установлены соответствующие правила использования внутри этой группы [стран]».

По мнению Бордачева, «хорошо, что движение в эту сторону началось». По его словам, специалисты говорили о необходимости создания резервной валюты давно – еще с 2017 года.

Директор Института экономики РАН, доктор экономических наук, профессор Михаил Головин в свою очередь считает, что на роль резервной валюты на экономическом пространстве может претендовать китайский юань. Но чтобы эта или другая национальная валюта смогла в полной мере заменить доллар, потребуется много времени, подчеркнул он.

«Для создания действительно международной валюты, которая будет выпускаться не отдельным государством, а группой государств, все-таки требуется очень серьезный процесс согласования, который, на мой взгляд, сейчас маловероятен, – считает экономист. – Если говорить в практическом плане, то, скорее всего, наибольшие шансы дальнейшего продвижения у китайского юаня, особенно если ускорится введение цифрового юаня, это позволит продвинуть его на международной арене».

К идее создания принципиально новой виртуальной валюты Михаил Головин относится скептически: «Теоретически – да, практически, мне кажется, это маловероятно, поскольку это требует серьезного согласования между участниками [БРИКС]. Кто ее (резервную валюту – прим. ред.) будет эмитировать, каковы будут основные принципы эмиссии? Это основные вопросы, которые стоят перед выпуском любой международной валюты».

Кроме того, в последнее время обсуждается возможность создания некой единой расчетной валюты, добавил Михаил Головин.

«Насколько я понимаю, шли обсуждения еще по поводу какой-то расчетной валюты – в том смысле, что это будет аналог европейской экю, которая была еще до евро. В этой валюте не осуществляются непосредственно платежи, но она позволяет согласовывать взаимные курсы и облегчает расчеты между странами. Но в современных условиях мне кажется это маловероятным, потому что в современной мировой валютной системе потребность в такой валюте не ощущается».

Накануне Москва предложила партнерам по БРИКС начать использовать Систему передачи финансовых сообщений (СПФС) Центробанка РФ. На текущий момент она считается главной альтернативой системе SWIFT, доступ к которой был заблокирован для многих российских банков из-за санкций Запада. По словам Головина, данное предложение России для многих зарубежных соседей может оказаться более чем актуальным.

«Любые альтернативные расчетные системы сейчас, по всей видимости, будут пользоваться большей популярностью, потому что вот эти санкционные режимы заставляют страны задуматься о необходимости диверсификации, чтобы не зависеть от монопольных систем, какой является SWIFT. Здесь Китай, кстати говоря, достаточно серьезно продвинулся с собственной международной системой межбанковских расчетов. Поэтому, я думаю, здесь есть пространство для возможной интеграции национальных систем стран БРИКС и создания международной расчетной системы – естественно, в том числе в национальных валютах», – заключил директор Института экономики РАН.