on air preview
Прямой эфир
weather icon+1
Москваyandex weather icon
currencyUSD

103.79

currencyEUR

108.87

КУЛЬТУРА

Карен Шахназаров: «Мосфильм» – студия высокого уровня

РОССИЯ 08/07/2022 — 09:20
Карен Шахназаров: «Мосфильм» – студия высокого уровня
Фото: Михаил Метцель / ТАСС/ Михаил Метцель / Тасс
Карен Шахназаров: «Мосфильм» – студия высокого уровня
Фото: Михаил Метцель / ТАСС/ Михаил Метцель / Тасс
Карен Шахназаров: «Мосфильм» – студия высокого уровня
Фото: Михаил Метцель / ТАСС/ Михаил Метцель / Тасс

Какое будущее ждет российское кино и как планирует развиваться крупнейшая в стране киностудия? Почему сейчас особенно важно нарастить собственное кинопроизводство? Об этом, а также о своих творческих планах в программе «Культ личности» на телеканале «МИР 24» рассказал режиссер, генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.

- Мы беседуем с вами в преддверии вашего юбилея. И, если говорить об артистах, актерах, то обычно к своим круглым датам они приурочивают какие-то шумные концерты, огромные стадионные мероприятия. А как отмечают режиссеры свои юбилеи?

Карен Шахназаров: Никак, в общем. С друзьями соберусь, какой-то узкий круг. Но, в принципе, ничего не планирую такого. Я не пою, что я могу? Какие концерты устраивать? Я знаю, что разные телеканалы мои картины будут показывать, спасибо им. Я не устраивал эти кинопоказы. Наверное, в этом и есть какое-то празднование, если хотите. А так, специальных каких-то мероприятий не будет.

К тому же, я сейчас нахожусь в стадии, так случилось, и я этому очень рад. Я работаю над новой картиной, у меня через две недели съемки. Поэтому, честно говоря, не то что я специально подгадывал, но так получилось.

- Уезжаете куда-то, или в Москве будут съемки?

Карен Шахназаров: Нет, я буду в Москве и буду в Петербурге снимать несколько сцен. Условное название фильма, потому что, как правило, снимается фильм под одним названием, а выходит под другим, условное название «Хитровка». Это сценарий, который мы написали с двумя молодыми сценаристками по мотивам произведений Гиляровского, такого замечательного русского писателя. «Москва и москвичи», который описывал жизнь московских трущоб в начале ХХ века, и Конан Дойль, такое сочетание. И главные герои, кстати, Гиляровский и Станиславский Константин Сергеевич. Это, в общем, комический скорее детектив такой, там и Чехов есть, и Немирович-Данченко. Ну вот, поэтому для меня более важное занятие – картина. А это (юбилей – прим.) не так существенно.

- В вашей жизни был момент, когда вы проснулись знаменитым? Когда вышла лента «Мы из джаза», она же тогда была признана фильмом года читателями журнала «Советский экран»?


Но теперь это случилось само собой. Поэтому, на мой взгляд, надо воспользоваться этим. Но надо построить систему правильно. Либо это должна быть рыночная система, где госфинансирование должно быть, только касаться дебютов или чего-то такого. Либо надо вернуться в советскую систему, которая была очень эффективна. На самом деле, она была эффективна. Нельзя посредине быть, посредине не получится.

- Про сериалы как раз хотел вас спросить. Не почти все, но очень многие режиссеры, да и вы тоже, когда снимали «Анну Каренину», делали и прокатную версию, и сериальную версию. Кстати, новый свой фильм вы будете делать как сериал?

Карен Шахназаров: Нет, нет.

- А почему? Что мешает и зачем это делают, как вам кажется? Ведь очень редко вот этот сериальный вариант оказывается успешным, а не выглядит, как растянутая киноверсия.

Карен Шахназаров: Дело все в том, что я, например, «Анну Каренину. Историю Вронского» снимал, прежде всего, как сериал. У меня, правда, был отдельный сценарий, я написал отдельный сценарий под киноверсию. Не просто это было. Конечно, сериал более популярный. Если ты делаешь кинопрокатную версию из сериала, ну, по большому счету, «Анна Каренина. История Вронского» – скорее, фестивальная была.

С точки зрения фестиваля, много фестивалей мы взяли, какие-то призы получали. А так, конечно, основной прокат – это сериалы. Они более такие, аудитория больше намного. Их больше любят смотреть. Хотя я больше люблю кино.

- Вы как-то так легкомысленно, через запятую говорите «какие-то призы», хотя мы понимаем, что все равно и для кино, и вообще для любого художника награды что-то, да значат. Есть у вас какая-то награда, которая для вас является особо ценной, или памятной, или приятной или, может быть, есть та, которую вы хотите получить?

Карен Шахназаров: Я, в общем-то, участвовал во всех крупных фестивалях, во всех абсолютно. И в «Оскаре» поучаствовал три раза все-таки. И много других фестивалей было. Но, наверное, самый для меня – это был Московский фестиваль 87-го года. Я там участвовал с «Курьером» и получил второй приз.

Дело не в том, что я приз получил, а в том, что, с точки зрения фестивалей, в которых я участвовал, включая Каннский, Венецианский, Берлинский, мне доводилось в них бывать и участвовать. Но это был самый, как молодежь говорит, крутой фестиваль. Потому что он был первый фестиваль после того, как состоялась перестройка. Первый перестроечный фестиваль. Это был первый международный фестиваль в России, который состоялся уже с декларированием перестройки. И тогда, Советский Союз, огромный интерес был.

И поэтому, чем, вообще, основная ценность фестиваля определяется? Количеством звезд? И качеством картин, мастеров, которые приезжают участвовать. Вот с этой точки зрения этот фестиваль, я никогда ни в Каннах, ни в Венеции не видел такого количества звезд. Туда приехали все звезды, которые на тот момент существовали. В конкурсе участвовал Феллини, Копал участвовал, председатель жюри был Роберт де Ниро, там Ханна Шигулла, что за имена, там Маркес приехал. То есть все актеры крупнейшие, все режиссеры, все были на Московском фестивале. Форман, я с ним выпивал всю ночь в пресс-баре, с Милошем Форманом, познакомился, он очень хорошо по-русски говорил.

Так что на закрытии, поскольку я второй приз получил, а Феллини первый, я сидел рядом с Феллини. Который был моим кумиром, я его просто боготворил. И я имел честь, я переводил ему. Там долгие речи были, как всегда, я ему переводил, мы с ним разговаривали минут сорок. Приз мне вручал Роберт де Ниро, и потом мы с ним сидели в пресс-баре. В Москве же в советское время по ночам не очень погуляешь, был ночной пресс-бар специально для гостей фестиваля. И он меня увидел, пригласил за стол, мы с ним сидели часа полтора, болтали. И он мне дал телефон, говорит: «Приедешь в Нью-Йорк, позвони мне». И я приехал, кстати, где-то спустя год, месяцев восемь. Но постеснялся, звонить не стал.

Так что вот это для меня был, с этой точки зрения, самый запоминающийся фестиваль. Я напомню, я участвовал в Каннском фестивале два раза, но такое количество звезд не видел. Нельзя сказать, что каждый год они приезжают. Но тогда там просто была концентрация таких интересных фигур. Уже следующий московский фестиваль не был таким. Уже совсем таким не был А сейчас, как известно, в Москву мало кто приезжает, совсем никто не приезжает в последние годы. Да и на международные фестивали, сколько я был, ну может приедет одна звезда...

- Я добавлю еще ложку меда во всю эту историю. Я тогда служил в армии. И вот 87-ой год, фильм уже вышел на экраны. Это было в Балаково Саратовской области. И уже это было абсолютно не только кино-, но и человеческое открытие. «Курьер» – это было событие. Тогда каких-то живых историй было очень мало, и вдруг выходит этот фильм, это, конечно, было событие. Плюс замечательная актерская работа всех ребят. И старшего поколения, естественно, и молодых двух актеров.

Карен Шахназаров: Сейчас другие реалии. «Курьер» в этом году был отобран в официальную программу Венецианского фестиваля «кино классик» – это такая престижная программа, где показываются классические фильмы, как говорится, реставрация. И был отобран, должен был выйти. Но потом недели три назад Барбера, директор фестиваля, письмо прислал, что, мол, извини, но не можем показывать. Отказали с показом. Так что, видите, какой поворот за эти годы произошел.

Последние новости

    Поделиться:
    Нейросеть против рака: как ИИ помогает бороться с онкологией?

    Нейросеть против рака: как ИИ помогает бороться с онкологией?

    Чем зимние курорты Казахстана привлекают российских туристов?

    Чем зимние курорты Казахстана привлекают российских туристов?

    Что даст России и Казахстану новый транспортный коридор «Север – Юг»?

    Что даст России и Казахстану новый транспортный коридор «Север – Юг»?

    Последние новости