Кресла, стулья и даже табуреты из собрания Русского музея покажут в Мраморном дворце Петербурга. Коллекцию мебели, а также ее изображения на живописных полотнах и эволюцию предметов интерьера первой увидела корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова.
Это тот случай когда мебель говорит об эпохе больше, чем учебник истории. XVIII век, стулья с идеально ровной спинкой. Сидеть на таком было крайне неудобно – нужно было постоянно держать осанку и никуда не заваливаться. Но тогда в обществе поощрялась сдержанность и это не могло не сказаться на предметах интерьера.
Сиденья были узкие, покатые как горка – часто гостям приходилось сидеть на краю, чтобы не скатываться. А на приемах у императора стул вообще не предлагали. Почти все стояли, кроме избранных.
«Право табурета». Кто может сидеть в присутствии короля? И на чем? И мы показываем, например, потрет дочери Петра Первого, Натальи Петровны и она показывает ручкой на табурет, потому что на табурете сидят принцы и принцессы крови», – рассказывает заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Государственного Русского музея Юлия Демиденко.
В XIX веке мастера стали учитывать физиологию и анатомию, настала эпоха комфорта. Стулья огибали поясницу, позы были вальяжны, но после революции на смену бархату и вате пришли жесткие венские стулья. Практично и в гостях не засидишься. И только во второй половине XX столетия эстетика снова вернулась в причудливых формах и цветах.
В XXI веке у стула сразу несколько функций: это и артобъект, и предмет интерьера и даже альтер эго владельца. Но благодаря современным дизайнерам это еще и место где можно почувствовать себя в безопасности и укрыться от городской суеты.
Посмотреть на стулья в Мраморном дворце и даже посидеть на них можно с 18 августа до 10 октября.