Стук копыт, звуки метели, звон разбитых машин: 100 лет назад впервые записали шумовой эффект
Скачки на лошадях, звуки метели посреди лета, звон разбитых машин. Сто лет назад впервые в истории применили шумовой эффект. Это сделал американец Джек Фоли при записи спектакля на радио. Корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева пообщалась с теми, кто «оживляет» предметы за кадром.
Взмахивая перьями перед микрофоном, взлетает стая птиц в кино. Мария –шумооформитель, это она «шагает» за героев в кино, «шуршит» одеждой и «хлопает» дверью.
Еще школьницей Мария пришла на экскурсию на Мосфильм и влюбилась в мир звука. Но искусству «оживлять» предметы научилась не в университете, а у другого шумооформителя.
Мешочек с крахмалом используется с начала создания фоли-индустрии. Пионером записи шумов был Джек Фоли. В 1922 году он разыграл драму «Волк» в радиоэфире, применив аудиоэффект. Теперь смотрим кино и даже не догадываемся, что вот так шумит прибой... А с помощью скрипучих петель раскачивали колокола в фильме Тарковского «Андрей Рублев».
Раньше одну сцену озвучивали 12 человек, сейчас – один. Это всегда настоящий спектакль. Ведь шумооформителю нужно, чтобы эмоции были естественными, а предметы звучали ярче, чем в жизни. Даже звук каблука может передать настроение.
«Когда девушка идет весело, она не стесняется своего звука. Когда она расстроена, то звук более мягкий, может быть, она пришаркивает», – объясняет Мария Рассохина.
Внешне студия, где рождаются звуки, похожа на дом, склад и музей. Впрочем, у Марии свой «музей звука». В этих коробках – предметы с улицы, барахолок и даже свалок.
Есть звуки, которые Мария придумала сама, совершено случайно.
Но сложнее всего подобрать звук к тому, чего нет в природе. Так было с фильмом «Спутник» Бондарчука – Марии нужно было озвучить инопланетное существо. Озвучить анимационного героя еще сложнее.
Чтобы мультфильм не превратился в серьезный фильм, нужно, чтобы он «бренчал» по-детски.
Их работа всегда за кадром, слава достается актерам. Им не обидно, главное, чтобы все хорошо звучало и как можно громче шумело.