Искусство в дар: 130 лет назад Московская гордума постановила принять галерею от Третьякова
130 лет назад Московская городская дума постановила принять галерею с коллекцией картин от мецената Павла Третьякова. Ему было всего 24 года, когда он приобрел первую работу, ставшую началом богатейшего собрания. С тех пор прошло полтора века. Сегодня в галерее тысячи шедевров. Многие дарят наследники Третьякова, рассказывает корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева.
В депозитарии Третьяковской галереи уже в два раза больше картин, чем в залах. Здесь они отдыхают после выставок, реставрации. Для них создан идеальный климат: 20 градусов тепла и 50% влажности. За их самочувствием наблюдают 24 часа сотрудники музея.
«Мы счастливые люди. Мы можем прийти в хранилище и наедине с произведением поразмышлять, подумать, погоревать. Коллекция нам дает силы», – поделилась главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
40 лет Третьяков собирал свою коллекцию. Две тысячи произведений искусства. Первой работой стала «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова. За нее Третьяков заплатил 450 рублей. Тогда за эти деньги можно было купить стадо коров.
«Он всегда старался выторговать у художников какую-то сумму денег. Настаивал, чтобы ему делали уступки. Говорил, что это делается не для меня, а для города», – рассказала заведующая музеем Павла и Сергея Третьяковых Маргарита Корнилина.
Вопреки стереотипам, Третьяков богатым не был. Павел Михайлович носил пальто простого кроя, в поездах выбирал эконом, запрещал семье покупать заграничные наряды. Из роскоши позволял себе лишь картины.
Чтобы восстановить 200-килограммовую раму после повреждения реставраторы подбирали редкие породы дерева. Ведь обрамление для картины «Иван Грозный» делали ещв по заказу самого Третьякова 137 лет назад.
«Если резьба из липы, значит липу восстанавливаем. Если сосна, то сосной восстанавливаем, причем той, что пролежала примерно 100 лет, от старых подрамников», – поделился художник-реставратор Третьяковской галереи Владимир Клепов.
Панно Врубеля «Принцесса Греза» восстанавливали несколько десятилетий. Историю любви трубадура к принцессе художник написал для нижегородской выставки. Потом картина надолго исчезла из виду, и только в 1956 году ее случайно нашли в подвалах Большого театра.
Для того, чтобы убедиться в полинности панно, его развернули прямо в сквере перед Большим театром. Для этого даже остановили пешеходное движение. В свое время панно Врубеля не приняли критики. Но галерея тогда и сейчас покупает современных авторов, порой спорные и непонятые.
Тара готовит в них картину для выставки. Автор показывает: искусство не обязательно должно быть плоским и с красками на холсте.
«Люди говорят, что я тоже так могу сделать и это очень легко. Конечно, я провожу мастер-класс, и люди пробуют это сделать и понимают, что это не совсем просто», –отметила художница Тара Тарабцева.
Роман ищет идеи для работы через объектив. Его фотоработы во многих галереях Москвы. Искусство видит в обыденном, в том, что окружает.
«Мое внимание не привлекают какие-то благоустройства, ухоженные пространства. Меня это не трогает. А покосившийся забор интересен своей историей», – поделился медиа-хужожник Роман Мокров.
В 1892 году, то есть 130 лет назад, Третьяков передает Москве всю свою коллекцию. Тогда в столице не было публичных музеев, а владельцы частных коллекций пускали к себе лишь избранных. Третьяков же за свой счет открыл бесплатный и для всех.
«Галерею посещает семья Александра III, это написано в мемуарах. Александр III остановился перед картиной «Боярыня Морозова» и спросил: «Неплохо было бы, чтобы она оказалась в музее Петербурга». А Третьяков говорит: «Она принадлежит не мне, а городу!» И император поклонился Третьякову», – рассказала заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
Третьяков любил сидеть в своем кабинете, который выходил окнами во двор галереи и смотреть на посетителей. И сейчас, как и тогда, они идут бесконечным потоком в дом Павла Третьякова под строгим взглядом его хозяина.