Как остановить сокращение численности белых медведей?
4 октября отмечается Всемирный день защиты животных. Его цель – напомнить человеку об ответственности, которую он несет за других обитателей нашей планеты. Среди главных задач – сохранение вымирающих видов. Представитель одного из них обитает на самом севере России, в Арктике. Как помочь белым медведям выжить в современном мире? Об этом телеканал «МИР 24» спросил представителя коалиции по сохранению Южного океана Антарктики Елену Жаркову.
- Белый медведь, насколько я знаю, внесен и в международную, и в российскую Красную книгу. А сколько всего представителей этого вида осталось на планете? Какова численность популяции в России, и где можно встретить этого зверя?
Елена Жаркова: Сколько осталось белых медведей на нашей прекрасной планете? По оценкам экспертов, это примерно 20-25 тысяч. И надо сказать, что в нашей стране, по оценкам экспертов, популяция составляет 5-6 тысяч. Где встретить? Все мы с вами знаем, что белый медведь – это живой символ Арктики. Так что встретить его можно в Арктике, ну или в каких-то зоопарках. В других местах он водиться не должен ни в коем случае, это не его среда обитания.
Помимо этого, нужно свести к минимуму конфликты. Где происходят эти конфликты? Рядом с мусорками и на нежданных встречах. Потому что открытый мусор и по запаху, и по внешнему виду очень привлекает белых медведей. Что нужно сделать? Нужно активно работать с этими мусорными полигонами, чтобы все баки были закрыты, чтобы люди ни в коем случае не прикармливали, не считали, что безопасно встречаться с медведями и их к себе подманивать. Это тоже очень важная работа.
И, конечно, нужно следить за тем, чтобы при строительстве каких-то больших объектов все было сделано правильно. Есть ролики, как на стройках подманивали медведей, прикармливали, и потом их приходилось убивать. Чтобы там люди тоже вели себя правильно, потому что это могут быть переселенцы в данный регион, не коренные жители, которые знают, как правильно обращаться с белым медведем. Надо, чтобы все вновь прибывшие в арктические территории проходили тренинги по общению с дикой природой, с медведями. И таким образом сохранять их превентивными мерами.
- Ну да, потому что у нас в основном представление о белых медведях из мультфильма про Умку, где он такой хороший, добрый. Но не надо забывать, что белый медведь – хищник. И, возвращаясь к мусоркам. Что Диксон, за которого сейчас переживают, что он с парализованными задними лапами. Что до этого медведица Монеточка, которую спасали от гибели, потому что у нее язык застрял в консервной банке. И где она ее нашла? Конечно, в мусоре. И Диксон столкнулся с человеком тоже возле мусорки. Они как раз медийными становятся из-за того, что выходят к людям. И с этой точки зрения, вопрос, а как по закону они охраняются? С одной стороны, мы говорили, что они в двух красных книгах, в международной и российской. С другой стороны, это хищник, который выходит к человеку. И там, насколько я знаю, есть разрешение в них стрелять, когда они представляет угрозу для человека. Противоречие же получается?
Елена Жаркова: Это правильно вы сказали, что, во-первых, это Красная книга международная, потом Красная книга российская. Потом семь региональных Красных книг. И надо помнить, что белый медведь – это вид, который распространен по всей Арктике, не только в нашей стране. Но и в других странах арктического региона.
Здесь важно говорить, что белый медведь включен в конвенцию по торговле исчезающими видами. Дело в том, что в некоторых странах до сих пор разрешена охота на белых медведей. И шкурами торгуют, костями, лапами. Это очень тонкая лазейка, он до сих пор во втором приложении. Что позволяет торговать и заниматься браконьерством белых медведей. И это большая проблема.
И очень важно, если говорить об улучшении, если в нашей стране он включен везде, где можно. Но очень важно, чтобы в рамках конвенции СИТЕС по торговле дикими видами из второго приложения белого медведя перевели в первое приложение. Чтобы была более строгая процедура урегулирования перевозки, пересечения границ этих дериватов белых медведей – частей, лап, шкур.
- Возвращаясь к телевизионным историям про тех белых медведей, которых все знают. А такие рассказы, с вашей точки зрения, могут помочь сохранению вида? Обозначить проблему, мол, не прикармливайте белых медведей, не разбрасывайте мусор где попало, и медведь не придет к вам в поселок с вопросом: «А что у вас тут есть вкусненького?» Это же может помочь?
Елена Жаркова: Это, конечно, должно помочь. Также необходимо правильно огораживать поселки. А еще нужно помнить, что медведь идет не просто так, а потому что голоден. И это как раз результат изменения климата, что он не смог вовремя перебраться на льдины, не смог заняться своей естественной охотой, ему пришлось остаться на материке и идти на поиски пропитания к людям. Поэтому здесь очень важно и об этом думать.
- Но все-таки, обобщая. Мы много о чем говорили, о разных причинах, о разных аспектах, о стратегических каких-то целях. Но с точки зрения тактики, прямо сейчас, для сохранения белого медведя что является главной задачей?
Елена Жаркова: Очень сложно выделить одну главную задачу при экосистемном подходе. Давайте говорить, что главное – это экосистемный подход, правильный, комплексный. А именно создание необходимого количества охранных территорий, решение проблем с мусором и переведение белого медведя в приложение один конвенции СИТЕС.