«Гостелевидение – телевидение не власти, а народа»: путь Олега Попцова в большой журналистике
Не стало одного из создателей российского телевидения Олега Попцова. Энергичный медиаменеджер, который невероятно быстро решал все творческие задачи, – так вспоминают о нем коллеги. Он прошел удивительный путь от студента лесного института до комсомольской работы, из журнала – на телевидение. Олегу Максимовичу Попцову было 88 лет.
Премьер-министр на связи. За советом ему по «вертушке» мог позвонить председатель правительства. Такая репутация была у Олега Максимовича – основателя и первого руководителя российского телевидения.
«Государственное телевидение – это не телевидение власти. Это глубокое заблуждение. Государственное телевидение – это телевидение государства, а государством является общество, государством является народ», – говорил журналист, писатель, заслуженный деятель культуры Российской Федерации Олег Попцов.
За словом в карман он никогда не лез. Биография – самая что ни на есть советская. Закончил лесотехническую академию, потом – комсомольская работа. В середине 60-х стал главредом журнала «Сельская молодежь» и перекроил издание. На его страницах свои оценки событиям давали не журналисты, а профессионалы своего дела. Спортивные колонки вели атлеты, а полеты на орбиту комментировали космонавты. Тираж перевалил за миллион экземпляров. Попцов ко всему подходил масштабно.
«Руководителем он был достаточно решительным, смелым и очень гуманистически настроенным. Он был человек в широком смысле этого слова – добрый. Он был резким иногда, но злым, нетерпимым руководителем его назвать было бы невозможно», – сказал профессор ВШЭ, декан факультета креативных индустрий Андрей Быстрицкий.
По духу Олега Попцова называли «перестроечником». Поэтому он легко сошелся с Борисом Ельциным. В июле 90-го его попросили возглавить ВГТРК – альтернативу союзному и партийному телевидению – и радио новой России. И он создал «Вести». И открыл миру известных ныне журналистов.
«Я однажды задал ему вопрос: «Олег Максимович, вы же писатель, пришли из журнала, даже не из газеты. Как человек, настолько не вхожий в телевидение, смог сделать лучшее на то время информационное вещание и лучший на то время телевизионный канал?» Он мне ответил: «Очень просто, Саша, нужно просто собрать вместе профессионалов и дать им свободу. И они сами все сделают», – рассказал первый ведущий программы «Вести», политобозреватель RT Александр Гурнов.
Со стороны все выглядело просто: в кадре не дикторы, а журналисты. Это стало, как сейчас говорят, фирменным знаком новой информационной программы, возникшей вопреки общей практики. И естественно, на канале не было цензуры.
«Все мы, те, кто так или иначе связал себя с демократическим развитием, должны четко и во весь голос сказать – потом не будет. Однажды продал душу дьяволу – дьяволом эта душа не возвращается», – говорил Попцов.
Первым экзаменом на зрелость РТР стал август 1991-го. Попцов сам тогда лично работал в осажденном Белом доме как депутат и журналист. В прямой эфир вышел на радио. Второе испытание 93-й. Расстрел Белого дома. Его показали в прямом эфире. Рейтинги тогда еще не считали, но и без того всем было понятно: у российского телевидения больше всего зрителей. Ему доверяли. «Какого цвета жизнь, такого цвета экран», – отмечал Попцов.
В начале нулевых Попцов был генеральным директором московского телеканала ТВЦ, потом вел свою колонку в «Московском комсомольце». Издал несколько романов и сказок.