Эксперт рассказал, как с помощью 3D-принтера можно «напечатать» жилой дом
Татарстан первым в России стал строить жилье по технологии 3D-печати. В чем ее преимущество и насколько удобен и безопасен напечатанный на принтере дом, телеканал «МИР 24» спросил руководителя компании-застройщика Владислава Булавского.
- Пионером 3D-строительства стало село Айша Зеленодольского района. Там по новой технологии возводят целый жилой комплекс. Как он будет выглядеть, на сколько домов рассчитан?
Владислав Булавский: Жилой комплекс рассчитан на 34 дома. Это наш новый проект. Также в нем будут присутствовать детские площадки, футбольная, волейбольная, баскетбольная площадка и зона барбекю. Это все будет в пользовании наших жителей.
- Мне пока довольно сложно представить, как можно напечатать, пусть и на 3D-принтере, целый дом. Как это происходит?
Владислав Булавский: Нам это тоже было сложно представить, пока мы не начали это делать. Производится смесь, она загружается в специальный аппарат, который все это перемешивает с водой. По своей сути, это строительство довольно экологично, потому что кроме песка, цемента и воды там больше ничего нет. И всего два человека на всю стройку.
- Давайте поконкретнее. Насколько отличается технология строительства от привычной нам традиционной технологии?
Владислав Булавский: Начнем с того, что нам не нужны никакие механизмы для разгрузки, погрузки кирпича, нам не нужны каменщики, которые строят дом. Нам не нужно очень большое количество утеплителя. То есть мы из бункера, подаваемого 3D-принтером, делаем две стенки, просчитанные прочнистами, просчитанные по теплоизоляции. Чтобы у нас между стенками оставалось место для заливки пенобетона. Заливается пенобетон в эти простенки, и у нас выходит готовый продукт – дом.
- И сколько времени занимает строительство такого одного дома?
Владислав Булавский: 21 календарный день.
- А есть какие-то ограничения?
Владислав Булавский: Мы не можем строить в минусовых температурах. Пока единственный нюанс у нас вот этот. И, пожалуй, при очень сильных проливных дождях. Мы уже на себе это ощутили, у нас были некоторые задержки как раз-таки из-за большого количества дождей.
- А в чем экономические преимущества этой технологии для застройщика?
Владислав Булавский: Именно для застройщика в том, что не нужно большого штата. Нет человеческого фактора, он абсолютно исключен по той простой причине, что на стройке присутствует ноутбук, потом резервные и запасные ноутбуки, в которых есть программа, в которую заложен проект дома. Который разложен на, так скажем, на ряды, слайсы. И два человека – это оператор, который следит за ноутбуком за программой, и разнорабочий, который загружает смесь в специальный бункер в приемном устройстве. После чего по шлангам, с помощью компрессора, двигателя это все подается именно в стены.
- То есть для строителей это совершенно безопасно?
Владислав Булавский: Абсолютно. Я вам больше скажу, это безопасно для жителей этого дома. По одной простой причине. Там кроме цемента, песка и воды ничего нет. Это экологичный дом. И у нас нет никаких выбросов в атмосферу, ни грязи, ни мешков, вообще ничего этого не останется.
- А для потенциального покупателя такой дом тоже выгоднее?
Владислав Булавский: По своей сути, да. Если мы рассматриваем в плане экологичности наш дом в сравнении, например, с деревянным, то постройка деревянного в моменте, например, недорога. Но впоследствии, когда надо будет это все красить, конопатить, годами пропитками пропитывать, то это уже затратно. А наш дом стоит, у него срок службы, эксплуатации от ста лет.
- А с точки зрения комфорта, удобства он от обычного дома отличается?
Владислав Булавский: Ничем.
- То есть это практически одно и то же?
Владислав Булавский: По факту, да, только скорость и дешевизна строительства.
- Любой дом, в первую очередь, должен быть безопасным. Это логичный вопрос. Напечатанный на принтере дом может это гарантировать?
Владислав Булавский: Абсолютно.
- Из чего рассчитываются параметры строительства по 3D-технологии?
Владислав Булавский: Это рассчитывается с учетом прочности бетона, точнее, цемента и раствора, который мы делаем. Лабораторные показатели у нас довольно-таки высокие. Что касается самих стен или самого пенобетона, то это позволяет нам дать для жителей гарантии того, что дом будет стоять порядка ста лет, если не произойдет каких-нибудь, может, сейсмических реакций. Дом будет стоять, ему ничего не будет. Также мы делаем подготовку, грунтуем в несколько слоев и снаружи, и изнутри дом. И очень хорошей, довольно-таки дорогой краской покрываем эти стены снаружи. Внутри у нас штукатурка.
- Хоть какие-то минусы у этой технологии есть?
Владислав Булавский: Ну кроме того, что мы не можем строить зимой. По сути, мы получаем цельномонолитный дом. Какие в нем могут быть огрехи или риски для жизни человека? На мой взгляд, никаких. И на взгляд прочнистов и проектировщиков, которые помогали в создании этого проекта
- Ну и последний вопрос. Когда дома, построенные с помощью 3D-печати, станут обычным явлением? И что для этого нужно сделать?
Владислав Булавский: Наверное, основной момент – это не бояться заходить в эту сферу застройщикам, строителям, амбициозным людям. И, наверное, второй фактор – это наши российские комплектующие и все, что с этим связано.