В Москве открыли выставку, посвященную 150-летию Игоря Грабаря – художника, ученого и реставратора. Одним из первых работы мастера увидел корреспондент «МИР 24» Андрей Еганов.
Художник, реставратор и первый директор Третьяковской галереи словно встречает посетителей. Именно с этого автопортрета начинается долгожданная выставка работ Игоря Грабаря. Это он создал уже привычную сегодня научно-выверенную экспозицию Третьяковки, а также привнес в ее коллекцию русский авангард – малопонятное тогда направление.
Особое внимание художник уделял древнерусскому искусству. Он привозил из экспедиций иконы, реставрировал и изучал основы иконописи. Сегодня почти все образа в музее были собраны Игорем Грабарем.
Его основной страстью всегда были пейзажи. Почти на каждом – снег и береза. Это дерево поэт русской зимы любил за его особую живописность. И каждый раз писал по-новому. Чтобы получить нужный результат, шел на различные ухищрения.
Над пейзажами художник любил работать зимой. В основном это были небольшие цветные наброски, краска на морозе быстро застывала. Хотя для одной из своих знаменитых картин «Февральская лазурь» Грабарь даже вырыл в снегу огромную траншею. Подкоп был такого размера, чтобы поместиться туда вместе с метровым мольбертом.
Грабарь восстанавливал древнерусские церкви, иконы, в том числе знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. Именно Грабарь положил начало реставрационному делу в Советском Союзе. Центр его имени – сейчас крупнейший в России.
Художник-реставратор Сергей Леваев и сегодня работает по заветам основателя. Эта трехсотлетняя Хоругвь попала к нему в руки из Якутского музея. Картина – двусторонняя. А значит, восстанавливать ее вдвойне сложно.
«Я где-то в конце февраля начал и сейчас завершаю. Надо было заделать прорывы, свести границы встык, укрепить слоем грунта», – рассказал художник-реставратор Сергей Леваев.
Юбилейная выставка продлится до марта. По традиции организаторы готовы к ажиотажу. Ведь никто после Грабаря так и не смог повторить его технику: красками передать искристое сияние инея и снега.