Балканский кризис: есть ли шанс у Белграда и Приштины вернуться в мирное русло?
Вооруженные силы Сербии приведены в высшую степень боевой готовности, сообщил министр обороны страны Милош Вучевич. Что послужило причиной нового витка кризиса на Балканах, насколько он опасен, в эфире «МИР 24» рассказала научный сотрудника Отдела европейских политических исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Евгения Примакова РАН Полина Соколова.
- В боевую готовность приведены не только военные, но и подразделения МВД, при этом они переданы под командование Генштаба. Получается зеркальный ответ на действия, которые предприняло непризнанное Косово.
- Да, это можно считать зеркальным ответом на действия специальных сил Косова, которые идут в нарушение всех договоренностей, достигнутых между Белградом и Приштиной, касающихся возможности ввода косовских специальных сил на территорию северных муниципалитетов, где большинство составляют сербы, без согласования с главами муниципалитетов. Эту договоренность приштинские власти нарушали неоднократно за последние месяцы. Поэтому если силы для Косова, которые по мандату ООН и под эгидой НАТО должны защищать права сербов, проживающих в крае Косово и Метохии, встанут на сторону самопровозглашенных приштинских властей, то белградским ответом будет попытка ввода своих Вооруженных сил для защиты сербских граждан на севере Косова.
За последние два года не в первый раз приведены в боеготовность Вооруженные силы Сербии. Это оставляет надежду, а для многих экспертов и уверенность, что и эта чрезвычайно острая фаза конфликта между Белградом и Приштиной снова будет переведена в мирное русло, в переговорную плоскость.
Действия, которые предпринимает Приштина, не способствуют снятию напряженности. В понедельник, 26 декабря, Сербский патриарх Порфирий хотел въехать в Косово, чтобы передать мирное послание по случаю Рождества, но на пограничном переходе ему отказали. Это ведь жест достаточно резкий.
- Да, о дружественных отношениях между Белградом и Приштиной говорить не приходится. Это снова одностороннее действие приштинских властей для них выглядит легитимным, поскольку у них было требование к Сербской православной церкви, которое не было соблюдено. Это действие, безусловно, добавляет очень серьезной напряженности.
Полную версию интервью смотрите в видеоролике.