Друзья и коллеги звали его Борода, но даже это прозвище, не говоря об имени, не знали ведущие разведки мира. Он был самым засекреченным физиком СССР. Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Игоря Курчатова, передает корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
В научной энциклопедии 1934 года издания писали, что уран практического значения не имеет, а в 1937-м талантливый физик Игорь Курчатов получил свой первый пучок заряженных частиц. Ему не исполнилось и 40, как он стал руководителем советского атомного проекта и впоследствии отцом атомной бомбы.
В юности Игорь Курчатов мечтал строить корабли. Сказалось детство, проведенное в Крыму. Там же во время войны ему пришлось их спасать. В 1941-м он разработал метод защиты кораблей от магнитных мин. Это когда с помощью тока ослабляется магнитное поле самого судна, и мина его не видит.
После войны стала задача получить такое же мощное оружие, какое США применили в Хиросиме и Нагасаки. Для того чтобы понять, как на практике можно получить ядерное топливо, под Москвой построили первый в Евразии атомный реактор. Сейчас на этом месте находится знаменитый Курчатовский институт, где занимаются разработками в области физики, химии, биотехнологий и многим другим. В конце 1940-х он назывался Лабораторией № 2. Уже в 1949-м Советский Союз испытал свою атомную бомбу. В отличие от Штатов – на полигоне.
Но Игорь Курчатов считал, что атом должен служить людям. Для этого между Москвой и Калугой под его руководством построили первую в мире атомную электростанцию. Ток в общую сеть она дала летом 1954-го. В этот момент Курчатов поздравил коллег фразой: «С легким паром». Ведь турбину вращал пар от нагретой реактором воды.
Уже потом создадут более мощные электростанции, атомные ледоколы и даже спутники с ядерными двигателями. Многие болезни будут лечить излучением. Все это – наследие Игоря Курчатова.