В Петербурге оттепель. Лед на Неве стремительно тает. Установлен температурный рекорд – плюс пять. А в оранжереях Царского села зацвела сирень. Свежими цветами украсили залы Александровского дворца. Это дань старой традиции. Какой именно, рассказал корреспондент «МИР24» Артур Ломидзе.
Век назад к женской половине Александровского дворца точно так же подъезжали не «Газели», конечно, а сани. И сотрудники оранжерей выгружали цветущую сирень.
«Александра Федоровна очень любила цветы, она любила именно цветущие растения, с насыщенными ароматными цветками – это роза, сирень, магнолия, фрезия, лилии. И эти цветы ей в течение всего года привозили в Александринский дворец. Здесь они стояли как срезанные, так и в кадках, цвели в ее покоях», – рассказала хранитель экспозиции Александровского дворца Государственного музея-заповедника «Царское село» Мария Филипцева.
Работники музея разобрали технологию с научной точки зрения и изучили, как раньше заставляли сирень цвести не в срок.
Это переиздание книги 1898 года «Комнатное садоводство». Автор посвятил несколько страниц сирени. И вот как рекомендовали поступать 100 лет назад. Сильные побеги лучше всего обматывать болотным мхом, в результате частого опрыскивания теплой водой он сохраняет влажность, а после – поставить растение за часто топящуюся печь.
В XXI веке обошлись без мха. Выгонку производили в оранжереях Царского села.
«Мы приезжали в оранжерею за неделю до отправки сирени во дворец. На некоторых кустах уже были видны бархатистые цветки», – говорит корреспондент.
Чтобы заставить растения распуститься в январе, главный специалист оранжерейного комплекса Мавджуда Ослами обманула их. Кусты трижды переносили в разные помещения, постепенно повышая температуру и влажность. Сирень и подумала, что уже наступила весна. Но ей нужна была помощь: подкормка и опрыскивание каждые 40 минут.
Сирень цветет три недели, но радовать посетителей дворца она будет до марта, специально для этого в оранжерее готовят еще две партии на замену.
После революции 1917 года император с семьей находился под домашним арестом в Царском селе и даже тогда сирень оставалась в залах. Но вскоре решили, что заключенным цветы не положены и лишь тогда растения убрали.