Верховный суд РФ (ВС РФ) в рамках дела о контрафактных очках признал, что за недорогую контрафактную продукцию нельзя взыскать убытки в пользу правообладателя по стоимости оригинальной. В результате для продавцов подделок ответственность будет ниже, чем для тех, кто выдает их за оригинал, пишет в понедельник газета «Коммерсантъ».
Суд направил на новое рассмотрение иск Chanel и Christian Dior к предпринимательнице Ольге Прудниковой. Бренды требовали с нее 125 тысяч рублей упущенной выгоды за продажу контрафактных солнцезащитных очков. Требование было удовлетворено, с ним согласились апелляционная и кассационная инстанции.
Однако летом 2022-го Прудникова подала жалобу в Верховный суд. Судебная коллегия по экономическим спорам посчитала, что компаниям не удалось доказать упущение выгоды из-за нарушения россиянки. Убытки «в форме упущенной выгоды» следует компенсировать, если ответчик помешал истцу реализовать товар, подчеркивается в постановлении.
В России до сих пор нет единой практики о размере убытков правообладателя из-за контрафакта, однако во многих случаях суды рассчитывали их по принципу «один к одному». Теперь же этот подход может измениться, считает адвокат Вероника Попеленская.
По ее мнению, бренды из стран, которые в прошлом году запретили поставки предметов роскоши в Россию, продолжат судиться с нарушителями, однако суммы, на которые они смогут претендовать, снизятся. В итоге из-за смягчения наказания для торговцев контрафактом количество подделок на российском рынке возрастет, полагает адвокат.
В августе премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о том, что с 1 марта 2023-го маркетплейсы будут нести ответственность за распространение через свои онлайн-площадки контрафактной продукции и немаркированного товара.