Путешествие в прошлое: как живут поморы в Кимже – «музее деревянного зодчества»?
В одной из самых красивых деревень на севере России всем домам больше ста лет. Кимжу называют музеем деревянного зодчества. Но в огромных избах до сих пор живут люди. Говорят на своем диалекте, соблюдают обычаи предков и по праздникам пекут олабыши – северные оладьи. Корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова побывала на родине поморов и узнала, как там сегодня встречают гостей.
Кимжу не спутаешь с другой деревней. На въезде – мельницы-столбовки. Они самые северные в мире. Чудом сохранились. Верхняя часть – амбар, который разворачивается по ветру или против него, чтобы молоть муку быстрее.
В старых столетних домах остаются только потомственные поморы, такие как Павел Крупцов. Все его предки с этой земли.
Местные лучше любого экскурсовода расскажут, как жила деревня с момента основания и до наших дней. Сестра Павла Крупцова Евдокия 15 лет назад решила организовать в Кимже музей. Первыми экспонатами стали семейные вещи – каждая со своей историей.
«Тетя Люба – родная папина сестра, она жила в этом доме, выходила здесь замуж. И она пила из этой изумительно красивой чашечки чай. Когда ее уже не было, ее дочь, моя сестра двоюродная, мне подарила эту посуду на память», – рассказала директор туристского культурно-музейного центра «Кимжа» Евдокия Репицкая.
Теперь в старых избах – выставки поморского быта, гостиницы и трактир, на местном диалекте – паужна. Здесь готовят традиционные блюда.
«Мы угощаем тем, что готовили наши бабушки, дедушки. Треска с картошкой по-деревенски, суп-щи, крупяной суп», – сказала житель деревни Кимжа Анна.
Туристов научат печь местное лакомство – олабыши. Это как оладьи, но на простокваше.
В печь олабыши отправляют на такой вот лопате, которая больше похожа на весло, причем новичкам этот процесс не доверяют.
Угостят кофе из самовара и уложат спать в самом теплом месте в доме. А разбудит звонарь, который каждое утро поднимается на колокольню трехсотлетнего деревянного храма.
Чтобы добраться до Кимжи из Архангельска, придется ехать почти шесть часов.