Орнитолог рассказал, почему утки-огари захватили спальные районы Москвы
Утки-огари осваивают спальные районы Москвы и Подмосковья. Эти крупные ярко-оранжевые птицы уже начали поиск мест для гнездования. Они были замечены во многих жилых районах, на открытых площадках среди многоэтажек.
«Эти утки зимовали в московском зоопарке, – рассказала в интервью MIR24.TV сотрудник биологического факультета МГУ, специалист по охране природы Ксения Авилова. – В Москву их завезли из заповедника «Аскания-Нова», который расположен в Херсонской области. В зоопарке крылья им не подрезают, чтобы птицы имели возможность жить и самостоятельно размножаться на воле».
По словам орнитолога, в 50-х годах XX века к Фестивалю молодежи и студентов работала целая программа разведения птиц: по разным городским прудам пытались разводить лебедей, уток и других водоплавающих. Их там специально выпускали, строили для них островки, домики и кормушки. Потом вся эта программа постепенно свернулась.
Начиная с 60-х годов огари постепенно начали размножаться в Москве. И теперь их очень много. Они даже потеснили традиционных для Москвы и Подмосковья уток-крякв. «У них особая система, – рассказывает орнитолог. – Они стараются вить гнезда на чердаках многоэтажных домов. Никакие утиные домики и островки на прудах они не признают. Если не закрыт чердак, то они там строят гнездо. Причем на одном чердаке могут класть кладку сразу несколько самок».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как заставить владельцев собак убирать за своими питомцами?
«Когда птенцы выведутся и обсохнут, они спокойно прыгают с чердака вниз, планируют, и если кошка их не съест, то они стайкой в сопровождении двух родителей отправляются к ближайшему водоему. При этом иногда переходят дороги, оживленные магистрали и мосты. Эти картины часто публикуют в соцсетях. Когда семейство огарей добирается до ближайшего пруда, там начинается самое интересное. Потому что несколько выводков на одном пруду жить не могут. И если на один пруд претендует несколько семей, то начинается драка, и кого-то обязательно прогоняют», – говорит орнитолог.
У этих уток может быть до 20 птенцов разного возраста – и маленькие пуховые, и большие оперенные. Плавает целый разновозрастный детский сад. Иногда родители кого-то теряют, птенца может украсть ворона. Отслеживать такое большое семейство очень неудобно, но огари никогда не соглашаются растить свои выводки совместно с несколькими парами.
«Сейчас огарей развелось очень много, они вытесняют крякв, поскольку тоже норовят их выгнать, – говорит орнитолог. – Они есть уже и в Подмосковье – в Одинцово, в Щелково, во Фрязево и в других городах. Это вид-интродуцент, то есть некоренной, несвойственный для данной территории, преднамеренно завезенный на новое место человеком. В Европе тоже много таких привозных видов. Это стихийный процесс. Бывает так, что какое-то завезенное животное никак себя не проявляет, а потом через какое-то время происходит вспышка их численности. Ничего в этом хорошего нет, потому что это фактически загрязнение фауны. Есть законодательство, которые все это ограничивает, но за этим не всегда следят, и стихийные процессы преобладают. Огари каждую зиму собираются в зоопарке, для них норма проводить зиму в стае. И тогда мы их считаем, поскольку когда они все вместе, произвести подсчеты легче».