В воскресенье, 9 апреля, отмечается 85 лет со дня рождения Виктора Черномырдина. Это один из самых ярких политиков в истории СССР и России. Он был председателем правительства в самые непростые годы – в 90-е. А еще он запомнился своими яркими выражениями, некоторые из которых ушли в народ. Рассказывает корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
Бывшее здание райкома КПСС в родном селе Черный отрог Виктор Черномырдин давно хотел превратить в краеведческий музей, даже выкупил заброшенное здание. Все остальное делали уже после. Получился музей историко-мемориальный – о самом Черномырдине и о земле, где он рос. Здесь всегда много гостей.
Здесь же – подлинный кабинет той поры, когда Черномырдин был премьер-министром. В музей он попал со склада правительства. Там знали, что когда-то про такой раритет вспомнят. Впрочем, догадывались об этом везде, где работал Виктор Черномырдин.
«Завод очень чтит традиции и хранит наследие Виктора Степановича. Даже паркетную плитку они любовно собрали в коробочку и нам передали», – говорит Светлана Черномырдина.
Это плитка с крупнейшего в Европе газоперерабатывающего завода в Оренбурге. Его Виктор Черномырдин построил с нуля, когда в 35 лет был назначен директором.
«Я не собиралась работать на газзаводе, я знала, что это вредно, далеко ехать. Но я увидела в Черномырдине такого руководителя, такого прогрессивного, что поверила: за будущее», – признается ветеран «Газпрома» Марина Воробейкина.
Прогрессивность Черномырдин проявлял везде. Будучи министром газовой промышленности и видя, что отрасль не развивается, сам перевел ее на рыночные рельсы, создав в 1989-м концерн «Газпром». В 1990-х спас его от приватизации.
Позже прибыль от добычи полезных ископаемых, не ушедшая в карманы олигархов, поддержала экономику страны на плаву. Виктор Черномырдин шесть лет подряд занимал пост председателя правительства.
Но большинство россиян запомнило его по «черномырдинкам» – крылатым фразам, которые нет-нет да и вырывались у него хоть на совещании в правительстве, хоть в общении с народом: «Кто даст кредит? Подо что давать? Под голубые глаза?» «Я не рисую, не могу рисовать. А если нарисую, то вам мало не покажется». «Когда трудно, мы всегда протянем то, что надо». «Тут ни перегнуть, ни недогнуть».
Даже уйдя с поста премьер-министра в 1998-м, с политикой он расставаться не собирался. Был депутатом Госдумы, послом и советником президента. Он всегда хотел быть полезным России.