Гибель мальчика от стаи собак в Оренбурге: кто виноват и как защитить людей от таких нападений?
В России жертвой бездомных собак снова стал ребенок. На этот раз это произошло в Оренбурге, где накануне собаки насмерть загрызли девятилетнего мальчика. Кто виноват в случившемся и как защитить людей от таких нападений? Телеканал «МИР 24» спросил первого заместителя председателя комитеты Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимира Бурматова.
По следам случившегося возбуждены уголовные дела по двум статьям: халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека, и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Расследование взял под личный контроль прокурор области Руслан Медведев. На ваш взгляд, кто в первую очередь должен за это ответить?
- Здесь, на мой взгляд, очевидно. Даже исходя из того, какие уголовные дела возбуждены, вина полностью лежит на тех чиновниках, должностных лицах, которые не выполнили свои функции, не сделали свою работу, не защитили граждан, не организовали отлов и последующее обращение с безнадзорными животными так, как это предписывает Федеральный закон. Здесь были допущены многочисленные нарушения закона.
При всем уважении к прокурору области, прокуратура в Оренбурге уже реагировала на это. В 2021 году, два года назад, безнадзорные собаки там уже нападали на девочку. Трагедии тогда удалось избежать, девочка выжила. Но от прокуратуры тогда тоже были заявления о том, что они отреагируют, были прокурорские предписания. В итоге прошло два года, мы видим, что оренбургские чиновники не просто не сделали никаких выводов из произошедшего в 2021 году, ситуация еще и деградировала. Хотя в 2021 году, по данным прокуратуры, 750 обращений граждан по поводу безнадзорных животных были попросту проигнорированы чиновниками в Оренбурге. Спрашивается, чего добивались должностные лица на протяжении всего этого времени? Вот этого они и доились. Виновные в этой трагедии, в гибели мальчика, имеют конкретные должности, конкретные имена и фамилии. На мой взгляд, эти люди должны быть привлечены к ответственности. По каким статьям? Во-первых, преступная халатность и неисполнение должностных полномочий. Не построили приюты, не заключили необходимые контракты на отлов, не контролировали организацию, которая занималась этой деятельностью. Не реализовывали программу стерилизации бездомных животных. А самое главное – выпустили отловленных животных обратно. Потому что сегодня закон прямо запрещает выпускать из приютов агрессивных собак, которые могут напасть. Им должно быть организовано дожитие, их нужно содержать в приютах. А здесь мы видели, что часть собак попросту не отлавливалась, они даже бирок не имеют. Часть была отловлена и потом выпущена. Раз они агрессивные, значит, ветеринар просто не имел право этого делать. Сегодня закон предоставляет регионам дополнительные полномочия по защите жизни и здоровья граждан, которые региональные власти вправе самостоятельно реализовывать, но и они тоже не были реализованы. Потому что сегодня отловленных животных вообще можно не выпускать из приютов, и проблема решена гуманным образом. Теперь же мы видим показательные решение, типа «давайте сейчас отловим всех собак, которые бегают». Ну отловите, а дальше что вы с ними будете делать?
Насколько я знаю, в городе единственный приют частный, и он на грани закрытия, а муниципального как не было, так и нет.
- Вы представьте: закон был принят пять лет назад. До этого его рассматривали в думе на протяжении восьми лет. Итого 13 лет было для того, чтобы подготовиться, построить хотя бы один муниципальный приют, а лучше несколько. И нормально начать работать. Это называется саботаж.
Там есть еще один момент. Тендер на отлов бездомных собак власти сумели провести только с третьей попытки. Потому что никто из подрядчиков не хотел брать на себя эти обязанности. Почему?
- Потому что, видимо, так были сформированы условия контракта. Здесь вопрос очень простой: почему после предыдущей трагедии в 2021 году не были сделаны выводы и не был построен муниципальный приют? Для региона стоимость хорошего приюта, – это копейки. Они на собственное обслуживание, на банкеты и машины тратят гораздо больше. А здесь речь идет о жизни и здоровье граждан.
Понятно, что на этой теме кто-то зарабатывал, и какие-то деньги по чьим-то карманам рассовывались. Соответственно, экономили на необходимом. Это все сейчас должно выявить следствие. Потому что там контракт был заключен, но то, как он исполнялся, говорит о том, что лучше бы повнимательнее посмотрели, на что бюджетные деньги расходуются.
Следствию предстоит выяснить все детали произошедшего. Кто-то из свидетелей описывал ситуацию так: мальчиков изначально было двое, один сумел убежать, второй нет. И первой к ним подскочила собака, у которой был ошейник, и к нему была закреплена цепь. То есть у этой собаки должен быть хозяин.
- В этом будет разбираться следствие. Мы помним, что ровно год назад в Забайкалье была страшная история, когда собаки растерзали девочку. В итоге у всех этих собак нашлась хозяйка. И уголовное дело было возбуждено в отношении конкретного человека, который за своими животными не смотрел, это были хозяйские собаки.
Здесь дело в другом. Разбираться с хозяйскими собаками, которые бесхозно бегают на самовыгуле, и заниматься проблемами безнадзорных животных должны одни и те же люди, сидящие в администрации конкретного муниципалитета. Потому что сегодня регионам переданы дополнительные полномочия запрещать самовыгул и штрафовать за него. Пользуйтесь! Не пользуетесь, а почему? Почему не реализуете это право? Почему не приняты соответствующие нормативные акты на уровне субъекта РФ? Почему не внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях на уровне региона?
Теперь второй вопрос. Если это бездомные животные, почему они на улицах? Почему не в приюте, почему никто не занимается вопросами пристройства этих животных, их стерилизацией? В конце концов, просто не содержит их в приюте, потому что они могут представлять опасность? Вот вопросы, на которые следствию предстоит ответить. Там и тема эффективности использования бюджетных средств, и тема, которая касается профнепригодных чиновников, которые устроили саботаж закона и просто пренебрегли собственными должностными полномочиями. И темы, которые касаются защиты жизни и здоровья граждан и исполнения предыдущих предписаний прокуратуры.
Мы находимся в ситуации, когда прокуратура в 2021 году говорит: «Ребят, если вы не сделаете это и это, случится трагедия». А чиновник говорят: «Это нам не надо, нам прокуратура не указ, мы это исполнять не будем». Вот трагедия случилась. Это просто вопиющий факт наплевательства на федеральный закон. Понятно, если вы не ремонтируете дороги в городе, они будут в ямах, а люди будут страдать, разбивая машины. Если вы не убираете мусор, у вас будут крысы размером с бегемота, антисанитария и мусорный коллапс. А если вы не убираете с улиц бездомных собак, как это происходит в Оренбурге, у вас будет коллапс в этой сфере, который мы сейчас наблюдаем и который привел, к сожалению, к страшной трагедии.
Будет ли когда-то решена проблема нападения бездомных собак на людей?
- Она давным-давно решена в тех регионах, которые этим занимаются. Вы поймите, что эта тема не отличается от других. Почему вы едете по одному региону и там нормальные дороги, но только переехали границу в другую область, даже в рамках одного федерального округа, так там вообще дорог нет, почему? У одних одни приоритеты, у других – приоритеты деньги по карманам рассовывать. И здесь ровно та же история. Давайте зададим вопросы тем, кто за это отвечает. Сейчас Следственный комитет будет задавать эти вопросы и, я считаю, что это правильно.