Петр Пархомчик рассказал о реализации единой промышленной политики Союзного государства
Беларусь и Россия подписали межправительственное соглашение о единой промышленной политике, которое позволит двум странам развивать и наращивать импортозамещение. Как промышленные предприятия справляются с трудностями, вызванными санкционным давлением, и удается ли наращивать экспорт и находить новые логистические цепочки, рассказал заместитель премьер-министра республики Петр Пархомчик в программе «Евразия. Дословно» на телеканале «МИР 24».
Для начала подведем итоги ушедшего года и нескольких месяцев этого. Вы отвечаете за промышленный сектор страны, и президент ставил задачу, чтобы показатели были не хуже, чем в 2021-ом. Удалось? Как отрасль сработала?
- Все вызовы, которые были заготовлены для нашей страны, потребовали умелого решения проблем и задач. Перед правительством и перед руководителями промышленных предприятий стояли вопросы конструкторско-технологических, маркетинговых, транспортно-логистических решений. Мы сумели найти те правильные управленческие решения, которые позволили нашим промышленным предприятиям, начиная со второй половины 2022 года, постепенно добавлять в объемах производства, в вопросах экспорта. Можно отметить очень хорошую работу Министерства промышленности республики, которое обеспечило все ключевые показатели развития, не допустило роста запасов на складах. По итогам года он составил 0,75% среднемесячного объема производства.
Год действительно выдался непростым: и пандемия, и санкции. Вы говорите, что удалось сохранить показатели, а где-то прирасти. Понятно, что большая часть того, что производится, востребована в России, и рынок – это основное. Может быть, появились новые перспективные партнеры? Особенно с учетом недавних зарубежных поездок президента в Зимбабве, в ОАЭ, в Иран, в Китай?
Петр Александрович, вы промышленник со стажем, начинали на Минском тракторном заводе как сверловщик. Помогает ли тот опыт уже сейчас, на высокой должности?
- Это колоссальный опыт. Я пришел на проходную Минского тракторного завода в 1974 году, даже страшно подумать! Я попал на уникальное предприятие, этот коллектив выпускал продукцию для военно-промышленного комплекса. За 20 с небольшим лет я стал директором этого предприятия. Самое главное, что роль руководителя попала на тот период, когда развалилось великое государство СССР.
Тогда был кризис?
- Тогда прекратили выпуск продукции, которая была конкурентоспособной. Что нужно было сделать с коллективом из более чем пяти тысяч человек? Найти работу, и это было сделано. Предприятие и сейчас продолжает работать, решает очень важные вопросы развития Минского тракторного завода.
Еще одно предприятие, можно сказать, родное для вас, – белорусский машиностроительный гигант БелАЗ, которым вы руководили 13 лет. Ему исполняется 75 лет, с какими результатами завод подходит к юбилею? Учитывая, что инициаторы санкций пророчили гибель всей машиностроительной отрасли Беларуси?
- Я вдвойне радуюсь за БелАЗ: растут объемы производства, сохраняется очень высокий уровень экспорта продукции и, самое главное, завод развивается в инновационном плане. Будут новые образцы продукции, которые мы покажем в августе-сентябре. Мы взялись решать очень сложную задачу – создать в Республике Беларусь свой гидравлический экскаватор. Взяли сложный план, сразу 12,5 кубов! Это экскаватор, который будет за один раз грузить 25 тонн горной массы. Вся документация разработана, сейчас идет исполнение образца в металле. Опыта такого конструирования в республике практически не было, помогает Национальная академия наук Республики Беларусь. Но самое главное, что мы перешли на стадию изготовления отдельных узлов и компонентов. Я уверен, что в этом году этот экскаватор появится.
Но и те разработки, про которые вы уже слышали, – это 90-тонный самосвал с аккумуляторными батареями, это гибрид, который мы демонстрировали в прошлом году в Гродно. Сейчас завершены его заводские испытания. Мы планируем в ближайшее время отгрузить их в РФ для эксплуатационных испытаний. Последний самосвал в 220 тонн, – ответ, что мы можем практически все, если захотим. В РФ никогда не производились двигатели такой мощности. Не производились такие генераторы, которые можно установить на БелАЗ. Мы создали то, о чем мечтали. Со следующего года на наши карьерные самосвалы будут устанавливаться двигатели российского производителя. Наши деды, наши отцы этого не сделали. Это уже наша заслуга совместно с российскими предприятиями.
Они не жили под санкциями, а нам пришлось.
- Тогда таких задач не ставили.
Каковы прогнозы на этот год по промышленности?
- Есть определенная уверенность, что те задачи, которые были поставлены президентом страны, будут выполнены. Мы нацелены на положительные результаты и, конечно же, на выполнение взятых на себя обязательств.