Фермеры на западе Казахстана спят на полях, чтобы защитить урожай от сайгаков
Аграрии Западного Казахстана просят защитить их поля от сайгаков и объявить режим ЧС в регионе. Животные вытаптывают пастбища, а их отстрел запрещен, когда-то они были под угрозой исчезновения. Теперь фермеры рискуют потерять урожай, сообщает корреспондент «МИР 24» Асель Русалиева.
Уральская популяция сайгаков, на западе Казахстана, самая многочисленная. После окота в мае, животных стало еще больше. Фермеры вынуждены спать на полях, чтобы не остаться без корма. У Мырзабая Боранбаева сайгаки вытоптали больше половины пастбищ.
А ведь девять лет назад сайгаки были под угрозой исчезновения в Казахстане. Тогда насчитывалось чуть больше 250 тысяч особей. Половина из них погибла из-за пастереллеза в 2015-м. Животных запретили отстреливать и ужесточили наказание за охоту и продажу рогов. В результате последний учет показал, что поголовье сайгаков перевалило за два миллиона.
«На следующий год оно достигнет 3,5-4 миллионов, как нам быть? Нам надо в этом году хотя бы зиму пережить и заготовить кормаж. В районе 10 млрд тенге на это нужно. В нашей области таких денег нет. Надо объявить ЧС в этих пяти-шести районах, которые пострадали от сайгаков. По линии ЧС эти деньги в кратчайший срок можно запросить», – отметил депутат областного маслихата Нуртай Жумашев.
В прошлом году в министерстве экологии решили регулировать численность животных путем отстрела. На западе Казахстана планировали уничтожить 90 тысяч голов.
«Мы предлагаем регулирование численности силами уполномоченного органа, специализированной организации нашего комитета. Есть у нас «Охотзоопром», который выполнял ранее функции защиты данного вида животных», – рассказал председатель комитета лесного хозяйства и животного мира министерства экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Нурлан Кылышбаев.
Экоактивисты идею не поддержали. Пока в правительстве решают, как теперь регулировать численность сайгаков, аграрии требуют компенсации. Минсельхоз, в свою очередь, не готов ее выплачивать.
Специальная комиссия объезжает села и подсчитывает убытки. Пока они касаются только кормовых трав. Если не принять экстренных мер, регионы могут остаться и без урожая пшеницы.