В России появилось несколько новых видов спорта, среди которых гонки дронов, лазертаг и брейкинг. Как дисциплины попадают в национальный спортивный реестр и что им даст получение официального статуса, телеканал «МИР 24» спросил спортивного комментатора, телеведущего Александра Кузмака.
Как лично вы оцениваете официальное признание гонок дронов, лазерного боя и брейкданса видами спорта? Они это заслужили?
- На мой взгляд, здесь решаются те задачи, которые идут если не по расходящемся линиям, то, по крайней мере, параллельно друг другу. Потому что одна задача – любая популяризации человеческой культмассовой, культурной, физкультурной, а-ля спортивной деятельности, и это хорошо. В этом смысле и лазертаг, и гонки беспилотников, и все что угодно, – само по себе, хорошо. Это тот вид деятельности, который развивает человека.
С точки зрения отношения к этому как к спорту, то есть сопоставлению неких навыков человека на профессиональном уровне, с соревновательной составляющей, с точки зрения развития как отдельного вида деятельности, у меня большая доля скепсиса. Но поскольку министерство спорта уже признало эти дисциплины видами спорта, то приходится с этим согласиться и жить в новой реальности, пусть будет так. Но я бы видами спорта это пока не назвал.
Насколько популярность той или иной дисциплины может зависеть от получения официального статуса?
- Хороший вопрос, потому что есть такие виды спорта, которые близки народу. Например, боулинг – это давно вид спорта, по нему проводится миллион соревнований по всему миру. Или некоторые виды борьбы, которые так или иначе широко распространены. Популярность вида спорта не всегда является мерилом каких-то других качеств, особенностей, и тем более таких протокольных вещей, как включение в реестр. Вопрос популярности напрямую связан с вопросом массовости этого вида. Если иметь в виду лазертаг, то он очень популярен, особенно в крупных городах, почему нет. Опять же, важны критерии оценки.
Кстати, одна из дисциплин из реестра вылетела – это кэндо. Чем это можно объяснить?
- Думаю, дело в том, что слишком много похожих дисциплин. В свое время из реестра исключили такой вид спорта, как футзал, который напрямую коррелируется с мини-футболом. Это два очень похожие вида. По сути, это одно и то же, только чуть разные правила, разный формат проведения соревнований. Что называется, это направление не пошло. Поскольку оно не получило популярность, то и не получит финансирования.
Эта борьба на бамбуковых мечах?
- Да, как угодно назовите. Может быть, потом придумают на алюминиевых или деревянных мечах, и все будет хорошо.
По данным экспертов, 67 млн россиян занимается спортом, это 53% населения. Как думаете, появление новых официальных видов спорта поможет стране стать более спортивной?
- На мой взгляд, главная проблема в нашей стране не в количестве занимающихся каким-либо видом спорта, а в огромном разрыве, который существует между популярностью занятий спортом и числом людей, которые этим спортом интересуются. Именно этим, на мой взгляд, во многом определяется страна как спортивная держава. Потому что в крупных массовых соревнованиях участвуют миллионы людей. Но при этом далеко не все из них, я бы сказал, подавляющее меньшинство из них знает, что в стране существует, например, Александр Овечкин, или люди такого калибра. То есть люди могут ходить в тренажерный зал или заниматься фитнесом, но при этом понятия не иметь о том, что в стране этот спорт существует.
Поэтому, с одной стороны, здорово, что растет количество людей, занимающихся спортом. Но я бы назвал этих людей в первую очередь занимающимися физкультурой. А спорт высших достижений пока по-прежнему находится в колоссальном отрыве от массового спорта.
На ваш взгляд, как эту задачу можно решить?
- В том числе, вашими и моими молитвами, я вполне серьезно говорю. Чем больше о спорте будут говорить, чем больше будут уделять внимания, чем меньше будет пренебрежения в СМИ к спорту, чем больше будет спортивных и околоспортивных медиа, тем меньше будет этот разрыв.