Матрица из Трои: о чем говорят находки археологов в Старой Рязани?
На раскопках в Старой Рязани обнаружены уникальные артефакты. В чем ценность находок, обнаруженными археологами РАН, и что нового они смогут рассказать о русской Трое, телеканал «МИР 24» спросил руководителя Старорязанской археологической экспедиции ИА РАН Игоря Стрикалова.
Старая Рязань регулярно радует археологов находками. Что удалось найти уникального и интересного в этом сезоне?
Когда говорят, что археологи нашли что-то ценное, у обывателя в голове возникает, что нашли какой-то клад, драгоценности. Но это не так, при этом находки на самом деле бесценные. Они открывают новые страницы в жизни наших предков. О чем они рассказывают? Что дает найденная матрица?
В 1822 году первые любители древности, еще не профессиональные археологи, оказались здесь и провели первые раскопки. С этого момента начинается история изучения Старой Рязани. Это совпало с неким патриотическим подъемом в русском обществе после событий 1812 года. Интерес к собственной истории у русского общества был очень сильным.
Почему «русская Троя»? Потому что Троя сыграла подобную роль в европейской археологии. Генрих Шлиман, который посвятил всю жизнь поискам легендарной Трои, описанной у Гомера, доказал, что это не легенда, а правда. Он провел раскопки и нашел подтверждение тому, что именно на этом месте находился древний город Троя. Европейское общество поверило в возможности археологии как науки.
События русской истории и 1822 год оказались таким же триггером для развития археологии в России, как Троя для развития европейской археологии. На этой аналогии мы и строим сравнение.
Золотые украшения, найденные в 1822 году, открывают экспозицию музея, они доступны. А что происходит с последними находками? Вы их нашли, описали, идентифицировали, датировали, а дальше они станут доступны неспециалистам? Смогут они увидеть те предметы, которыми оперировали наши предки, которыми они владели?
Сколько в Строй Рязани найдено кладов?
– Сколько найдено, мы не знаем, но науке известно 17. Но это далеко не все. Раскопана только небольшая часть города. Я думаю, земля хранит еще немало кладов ювелирных украшений.
Велик ли шанс найти что-то исключительно ценное для будущих поколений археологов в Старой Рязани?
– Конечно, потенциал очень большой. Я думаю, исследований Старой Рязани хватит на много поколений археологов. В настоящий момент исследовано только 6-7% города.