Ученый рассказал, чем сброс воды с «Фукусимы» обернется для Тихого океана и России
Япония начала сливать радиоактивную воду из реакторов АЭС «Фукусима-1» в Тихий океан, сообщает MIR24.TV. Речь идет о жидкости, которая использовалась для охлаждения станции во время аварии в 2011 году. К 2023 году резервуары оказались почти доверху заполнены – в них скопилось более миллиона тонн воды. Поэтому японские власти приняли решение слить жидкость в океан.
Согласно заверениям японских экспертов и представителей МАГАТЭ, жидкость из реакторов АЭС не представляет угрозы для окружающей среды. Предварительно воду очистили от радионуклидов, чтобы затем разбавить ее морской водой и сбросить в океан. Однако многих соседей Японии это не убедило.
Так, по Южной Корее прокатилась волна протестов в связи с радиоактивными выбросами. А Китай и вовсе запретил ввоз морепродуктов из Японии, опасаясь их заражения. Некоторые тихоокеанские островные государства также активно выступили против сброса из-за возможной угрозы здоровью людей и экологии.
Даже в самой Японии находятся специалисты, которые считают сброс радиоактивных вод с «Фукусимы-1» не самой лучшей идеей. Их основной аргумент – тритий. Это радиоактивный элемент, который даже после всех процедур очистки остался в составе сливаемой воды. По оценкам некоторых ученых, тритий опасен для экосистемы океана и в перспективе выбросы с АЭС могут привести к накоплению радиоактивных веществ в морской среде. А эти вещества в свою очередь могут попасть в пищу человека с рыбой, водорослями и другими продуктами.
На чьей стороне правда и несут ли выбросы с «Фукусимы-1» угрозу для России – в интервью MIR24.TV рассказал доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Государственного океанографического института им. Н.Н. Зубова (ГОИН) Николай Дианский.
«У нас есть модель, которая позволяет рассчитать подобные радиоактивные выбросы и их распространение, – рассказывает ученый. – Когда произошел выброс на «Фукусиме» в 2011 году, у нас был опыт сотрудничества с ИБРАЭ (Институт проблем безопасного развития атомной энергетики). У нас с ними была готова технология, по которой мы рассчитывали радиоактивность от случайных аварий во время транспортировки этих радиоактивных вод. Мы быстро все это исследовали и написали статью, она вышла в 2012 году в журнале ФАО («Известия РАН. Физика атмосферы и океана» – прим. ред.).
По словам Дианского, сейчас выбросов в разы меньше, а течение направлено таким образом, что до российских берегов воды со станции в любом случае не дойдут.
«Даже если бы было превышение ПДК в большей зоне, все равно течение так устроено, что все уносится прочь в Тихий океан, – объясняет Николай Дианский. – То есть для России здесь вообще нет никакой угрозы, все сосредоточено вот в этой маленькой узкой зоне.
Но надо продолжать «мониторить эту проблему, не выпускать ее из зоны видимости», обращает внимание ученый. «У нас уже есть рекомендация от Росгидромета – возобновить наши расчеты. Если это будет нужно в плане прогнозов распространения [загрязнения], мы их будем проводить. А так – мы довольно спокойны».
Что касается опасений по поводу зараженной рыбы и других морепродуктов, то они абсолютно беспочвенны, утверждает ученый.
«Я думаю, это политическое решение, – комментирует Дианский запрет Китая на ввоз японской рыбы. – Есть проблемы между Китаем и Японией, есть политические проблемы в [Южной] Корее, они тоже высказывают протесты. Но это больше, я думаю, зона политики, чем зона экологии.