Вода из реакторов японской «Фукусимы» начала поступать в Тихий океан, что вызывает серьезные опасения многих стран. Председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов в эфире телеканала «МИР 24» заявил, что для полной оценки вероятной угрозы данные не предоставляются.
«О том, что японцы начали проводить первые тестовые работы по сбросу, мы узнали два месяца назад. Они предупредили все международное сообщество о том, что планируют это делать, и получили целый ряд претензий со стороны своих соседей – Китая и Южной Кореи. Страны в очень критичном тоне высказались относительно этих планов. Дело в том, что мы до конца не понимаем всю опасность этой воды. Японцы ведут себя достаточно закрыто, нет прозрачности, нет данных, нет сведений. Если нет опасности, то почему мы не знаем об анализах или параметрах этой воды, о том, как она начала взаимодействовать с океаном?» – говорит эксперт.
Из открытых источников известно, что после очистки воды, использованной для охлаждения реакторов во время аварии на АЭС в 2011 году, из нее было удалено 62 радиоактивных вещества, но остался тритий. По заявлению МАГАТЭ, концентрация этого вещества намного ниже эксплуатационного предела.
Рашид Исмаилов отмечает, что, поскольку в мире раньше не было опыта по сбросу такой воды, то сложно говорить о безопасности происходящего. Но, по его словам, организации и государства, которые находятся рядом с Японией и имеют доступ к проведению мониторинга, говорят о рисках.
Акции протеста были и в самой Японии, причем говорилось не только об экологических, но и об экономических последствиях. Китай уже заявил об отказе от поставок морепродуктов из японских вод, за ним могут последовать и другие страны. По мнению эксперта, это может заблокировать целую отрасль экономики Японии.
Рашид Исмаилов заявил, что обращался в Роспотребнадзор с просьбой обеспечить радиационный контроль при ввозе морской продукции в Россию. По его словам, ряд ограничительных мер был принят, и продукция, поступающая в страну, рассматривается на предмет вероятных рисков.
«Мы должны понимать, что, пока эта вода будет растворена в большом объеме мирового океана, пройдет очень много времени. Сейчас речь идет о локальной территории, и мы видим позицию Китая и Южной Кореи, они видят серьезную угрозу. Мы ориентируемся на них и, конечно, проецируем эту ситуацию на себя, насколько для нас это тоже может быть опасно», – заключил эколог.