Как купить рецептурный препарат в России по новым правилам?
С 1 сентября вступит в силу постановление правительства, которое обяжет аптеки вносить сведения о рецептурных лекарствах в систему мониторинга движения лекарственных препаратов. Как это отразится на потребителе, телеканал «МИР 24» спросил генерального директора Ассоциации российских фармацевтических производителей, председателя Общественного совета при Росздравнадзоре Виктора Дмитриева.
Что случится 1 сентября? Что на практике означает вступление в силу постановления правительства?
- На пациентах это не должно отразиться никаким образом. Речь идет только о том, что теперь аптечные работники – провизоры, фармацевты – будут вносить с рецепта такие данные, как дата выписки, номер, в систему МДЛП (мониторинга движения лекарственных препаратов) или систему маркировки, как ее называют в простонародье. Здесь мы не ожидаем каких-то проблем, это отработанный механизм, он должен безболезненно начать действовать.
Это касается данных о всех рецептах?
- Да, всех. Было разъяснение Минздрава и Росздравнадзора, что в первую очередь это будет относиться к препаратам предметно-количественного учета, препаратам, которые реализуются дистанционно, и тем лекарственным средствам, стоимость которых частично или полностью покрывается государством.
Сможет ли аптека продать лекарство, если назначения будут в электронном виде, а не в бумажном?
- Да, безусловно, смогут, только надо четко понимать, что электронный рецепт вы с собой принести не можете, для этого должна работать информационная система. Сегодня отпуск рецептурных препаратов по электронным рецептам возможен не по всей стране, а в некоторых регионах, где уже работают эти цифровые контуры. Сегодня проходит эксперимент в трех субъектах: Москве, Московской области и Новгородской области, где рецептурные препараты можно получить по электронному рецепту дистанционно, то есть через интернет-торговлю.
Показать на телефоне не получится?
- Документ должен находиться в системе. В телефоне электронный рецепт может присутствовать, но тогда его надо перенаправить в систему аптеки. В телефоне можно носить копию бумажного рецепта, но это не будет являться документом для отпуска рецептурного препарата из аптеки.
Еще один аргумент в пользу более строгого контроля за движением лекарств – то, что это в интересах самих пациентов. Можете пояснить, каким должен быть рецепт, чтобы он не вызывал никаких проблем в аптеках?
- Сложно картину Репина описать словами. Есть рецептурный бланк, утвержденный Минздравом, – они есть во всех поликлиниках, они есть в интернете. В 2005 году при вводе системы дополнительного лекарственного обеспечения мы сталкивались с ситуациями, что в ряде лечебных учреждений физически не оказалось бланков рецептов либо их малое количество. Сегодня проведен анализ наличия рецептов. Мало того, что их достаточно, у нас много копировальной техники, а в ряде лечебных учреждений эти бланки уже находятся в электронном виде. Врачу остается только впечатать фамилию пациента и международное патентованное наименование назначаемого активного вещества, а не торговое наименование, которое часто выписывают на бумажке.
Здесь нет проблем, у врача есть своя электронная подпись, он тут же распечатывает рецепт на принтере и выдает пациенту. Если реализован электронный контур, то аптека сразу видит рецепт у себя на мониторе, когда приходит пациент, и по этому электронному рецепту отпускает ему препарат.
Никаких причин для паники нет, все будет работать в штатном режиме?
- Будем надеяться, что все будет в штатном режиме. Мы прекрасно понимаем, что любая новелла всегда несет пусть незначительные, но риски внештатных ситуаций, но мы к ним готовы. Я должен сразу всех успокоить, что на первом месте у нас будет пациент. Если вдруг окажется, что рецепт выписан неправильно либо с ошибками, будет сделано все, чтобы не гонять пациента по пять раз в поликлинику и обратно. Сначала ему будет выдан нужный препарат, а дальше будут анализировать ситуацию и принимать меры.