Дом-музей скульптора Сергея Меркурова открылся после ремонта в Гюмри
В Гюмри после ремонта открылся дом-музей скульптора Сергея Меркурова. Народный художник СССР прославился как мастер посмертных масок Льва Толстого, Владимира Маяковского, Михаила Булгакова. Корреспондент «МИР 24» Армен Осипянц оценил экспозицию.
В обновленных залах – фотографии, письма, документы и личные вещи Меркурова. Вот любимый халат скульптора, рядом – стол с телефонным аппаратом. Подняв трубку, посетители могут услышать голос мастера из архивной аудиозаписи.
«Раньше я ничего не знал о Меркурове, но после экскурсии восхищаюсь этим человеком. Он родился в богатой семье, но выбрал кропотливый путь скульптора», – отметил посетитель дома-музея Клеман Газарян.
Сергей Меркулов – из третьего поколения греков, живших в Армении. Настоящая фамилия Меркуриди Панаетис. Склонность к мистицизму проявил в детстве. Часто ходил на кладбище, где учился у мастеров-каменотесов.
«Иногда происходили мистические моменты. Он снял посмертную маску с лица Католикоса Хримяна. Это была первая его маска, и он немножко пораньше снял гипс, который когда твердеет, становится теплым. Вот от этой теплоты мышцы пришли в движение и глаза открылись. Меркуров упал в обморок, целых 20 минут лежал», –рассказал заведующий домом-музеем Сергея Меркурова Аршак Манукян.
Скульптор снял более 300 посмертных масок, в том числе Туманяна, Маяковского, Толстого, Булгакова, Горького, маршала Шапошникова и других.
«Потрясающее чувство, потому что находишься в окружении великих людей, которых я видела только на портретах или каких-то картинах, но никогда не видела, как они выглядели в реальности», – поделилась посетительница дома-музея Анна Муратова.
В советские годы Меркулов был очень востребован. Все знали: скульптор – любимец Сталина. Отчасти поэтому мастер не боялся жертвовать деньги семьям репрессированных.
Кроме памятников «Вождю народов» и членам партийной верхушки, Меркуров создавал скульптуры великих деятелей искусства и науки. Одни из самых известных – памятники Толстому, Достоевскому и Тимирязеву в Москве.
В этом же доме родился скульптор. А в 1950-м передал здание в дар городу, спустя полвека частью экспозиции стала и его посмертная маска.