70 лет назад первым секретарем ЦК КПСС был избран Никита Хрущев. У Советского Союза появился новый лидер. И начался период, который в народе прозвали «оттепелью». Также имя Хрущева у простых людей навсегда будет ассоциироваться с кукурузой, фразой про «кузькину мать» и многоквартирными панельными домами, сообщает корреспондент «МИР 24» Артем Васнев.
В космической программе Никита Хрущев реализовал в том числе свои непомерные амбиции. Да, он был заносчив, иногда непоследователен, но страна при нем сделала рывок. Первый искусственный спутник Земли советский, и первый космонавт – тоже. В любом фильме эпохи «оттепели» показаны достижения Советского Союза.
Никита Хрущев – человек, который не боялся рисковать и не мелочился. Став первым секретарем, начал с разоблачения культа личности Сталина и выпустил из лагерей более миллиона человек. А дальше «оттепель», вкус свободы и культурный подъем. Страна узнала поэтов Вознесенского, Евтушенко и Рождественского, режиссеров Чухрая, Хуциева и Гайдая.
Большие перемены в деревне: это при Хрущеве крестьянам начали выдавать паспорта – до этого свободно передвигаться работники колхозов не могли. Пенсия выросла в два раза. Ее начали получать и на селе. Масштабное освоение новых целинных земель в Казахстане, Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. И, конечно, кукурузная кампания. Эту богатую белком культуру пытались выращивать по всей стране.
А еще массовая застройка. Знаменитые «хрущевки» дешевые и не слишком просторные, но после деревянных бараков казались людям хоромами. В такие переселили 54 миллиона советских граждан.
Свой след и в международной политике. На трибуне ООН след в прямом смысле. Именно по ней он стучал ботинком.
«Мы живем на земле не милостью Божьей, не вашей милостью, а силой и разумом нашего великого народа Советского Союза и всех народов, которые борются за свою независимость!» – говорил Хрущев.
Когда отношения с Америкой стали портится, Никита Сергеевич пообещал показать «кузькину мать».
«Они говорили, что мы имеем бомбу в 100 миллионов. Мысль я подтверждаю. Но такую бомбу мы взрывать не будем. Потому что, если мы взорвем ее где-то, куда она предназначается, то мы можем и себе окна побить», – отмечал генсек СССР.
Весной 1961-го США организовали диверсии на Кубе, через полгода завезли свои ракеты в Турцию. И тогда Советский Союз все-таки взорвал самую мощную в истории бомбу на полигоне. Правда, не в 100, а только в 58 мегатонн. Мощность такова, что даже на расстоянии в 100 километров можно было получить ожоги третьей степени.
Через год случился Карибский кризис. И кто знает, может, именно наличие «царь-бомбы» предотвратило начало Третьей мировой войны.
Критики заявляют, что Никита Сергеевич слишком торопился: его масштабные эксперименты не всегда просчитывались. Например, в сельском хозяйстве после подъема наступил спад, и в 1963 году страна впервые стала закупать зерно за рубежом.
«Честно говоря, Хрущев заработался и сам в себе потерялся, как говорится, заблудился в двух соснах. Потому что невозможно все делать самому, а он именно это и пытался делать», – отметил историк, писатель Александр Струев.
Тем не менее страна действительно изменилась. Тот же Хрущев после заговора и смещения отправился не в тюрьму, а на дачу, став «пенсионером всесоюзного значения», дожившим до 77 лет.
7 сентября в 0:40 на телеканале «МИР» смотрите документальный фильм «Рожденные в СССР. Никита Хрущев».