Эрмитаж готовится к зиме: как контролируют микроклимат возле картин?
В Эрмитаже готовятся к зиме. Система отопления должна работать так, чтобы обеспечить необходимые условия для хранения экспонатов. На их сохранность влияет температура воздуха, влажность, чистота и даже освещение. Корреспондент «МИР 24» Елена Куршук узнала все о микроклимате в самом роскошном и знаменитом дворце России.
Понедельник в Эрмитаже – официальный выходной, но только для посетителей. Для сотрудников это самый напряженный день. Под выставочной витриной находится еще одна – климатическая. Внутри умная установка контролирует микроклимат вокруг шедевра да Винчи: Мадонна уже более 500 лет пьет воду.
Уровень влажности, при котором «итальянка» чувствует себя комфортно, – от 40% до 50%.Требовательна она и к чистоте воздуха: речь о пыли, которая не видна глазу, но постоянно летает в воздухе. Она удаляется фильтрами – в музее стоят угольные и воздушные. Они также борются с газовыми загрязнениями. Их главный источник – Дворцовая набережная с ее активным автомобильным движением.
В большинстве залов Эрмитажа не получится полюбоваться в окно: они затянуты светозащитными шторами, стекла заклеены пленкой от ультрафиолета, потому что даже неяркий солнечный свет может навредить экспонатам.
Солнце в Петербурге – не частый гость, особенно в холодное время года, тут этому рады. Норма для освещения живописи – 200 люкс. Ткань, графика и фотографии выдержат только 50. Большую опасность для экспонатов, как ни странно, представляют посетители.
Данные со всех датчиков автоматически поступают в климатическую лабораторию Эрмитажа. Кстати, система отопления Эрмитажа, придуманная в XIX веке, до сих пор поддерживает в залах нужную температуру. Даже в самые морозные дни она не опускается ниже плюс 19 градусов при влажности 30%.
«Микроклимат в музее сильно зависит от погоды на улице. У нас летом сыро, но не очень – до 60%. Зимой, наоборот, очень сухо. Хоть Петербург считается влажным городом, музеи в зимнее время, у которых нет дополнительного увлажнения, страдают от сухости. Если летом мы должны сушить картины, то зимой их надо увлажнять», –поделилась заведующая лабораторией климатического контроля Татьяна Большакова.
Принцип отопления Зимнего дворца воздушный. В вентиляционной камере воздух греется от горячей воды. Он специальным образом фильтруется и увлажняется, после чего подается в залы. В лаборатории хранят климатические данные за 20 лет. Помнят здесь и времена, когда замеры вели вручную.
«Работали раньше гигрографами. Датчиком здесь служит человеческий волос – волос блондинки обезжиренный. В зависимости от влажности воздуха он сжимается, растягивается и сжатие передается на перо», – рассказала Большакова.
Работа всех систем отслеживается специалистами в режиме онлайн. В том числе в филиалах Эрмитажа – Выборге и Амстердаме.