К 2030 году доля возобновляемых источников энергии в Казахстане вырастет минимум на 10%. Об этом на Евразийском форуме в Астане заявил министр энергетики республики. На какие альтернативные источники получения света делают ставку в стране, узнал корреспондент телеканала «МИР 24» Кирилл Потемкин.
Самую футуристическую мечеть Казахстана – «Алланын гульдеры», в переводе «цветок Аллаха» – еще называют экомечетью. Электричество здесь получают от солнечных панелей. Они производят почти в три раза больше света, чем необходимо зданию. Излишки отдают городу в обмен на другие коммунальные услуги.
Это один из примеров того, как зеленая энергия помогает экономить. Ее в республике производят в основном солнечные и ветровые электростанции. С начала года они выработали больше полутора миллиардов киловатт-часов. Это почти 5% от всего объема электроэнергии. В планах увеличить объемы за счет строительства новых экостанций.
«Более четырех гигаватт мощностей будет выставлено для любых заинтересованных компаний из любых стран. Впервые за историю современного Казахстана, помимо солнечных и ветровых проектов, мы уже в ближайшее время предоставим малые и средние ГЭС», – рассказал министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев.
Сегодня Казахстан – надежный поставщик энергетических ресурсов на мировые рынки. Теперь республика намерена стать еще и площадкой для привлечения инвестиций в чистую энергетику.
«Мы видим, что в Казахстане для этого создаются все условия. Республика обладает большими солнечными и ветровыми ресурсами. Страна уже предприняла важные шаги по диверсификации своего энергобаланса. Мы знаем, насколько хрупкой может быть система, которая зависит от ископаемых источников топлива. Эта хрупкость усиливается климатическим кризисом, который проявляется сейчас в засухах и дефиците воды в Центральной Азии», – отметил генеральный директор международного агентства по возобновляемым источникам энергии Франческо Ла Камера.
За последние четыре года в Казахстане установили около двух гигаватт возобновляемых источников электроэнергии. Для многих нефтяных стран, отмечают эксперты, это пример того, как можно постепенно начинать переход к чистой энергетике.