В чем стратегические выгоды сотрудничества России и Китая?
Около 24 млрд долларов инвестиций привлекли страны ЕАЭС за счет проекта «Один пояс, один путь». Об этом заявил Владимир Путин в интервью медиакорпорации Китая накануне открытия третьего международного форума в Пекине. Особенности этого взаимовыгодного сотрудничества на телеканале «МИР 24» прокомментировала кандидат экономических наук, заместитель декана по международной деятельности РУДН Дарья Соколан.
Насколько инвестиции в размере 24 млрд долларов важный и значительный ресурс для рынка ЕАЭС?
Инициативу создания коридора в рамках «Нового шелкового пути» лидер Китая Си Цзиньпин озвучил в первый год своего правления, десять лет назад. Сейчас в число евразийских точек его свободной части входят Москва, Алматы, Бишкек. Какие проекты наиболее ярко иллюстрируют совместную работу с КНР в рамках этого «Пояса и пути»?
– Здесь стоит отметить саму цель этого пути. Десять лет назад Си Цзиньпин сделал большой упор не только на том, что между странами будут развиваться транспортные пути, он был заинтересован и в культурном обмене, строительстве единой дорожной сети, усилении координации в политике. Были очень амбициозные цели, в том числе чтобы страны снимали барьеры друг с другом в торговле. Но из-за того, что сразу возникла критика со стороны Европейского союза и США, они больше сконцентрировались на транспортных коридорах и логистике.
– В первую очередь, они выгодны Китаю. Если бы это было не так, Китай бы эту инициативу так не продвигал. Есть ряд как политических, так экономических причин. Политические причины ясны: Китай хочет увеличить свое влияние в других регионах и еще больше привязать другие страны к своим товарам. Сухопутные коридоры, которые он выстраивает, должны позволить еще больше увеличить сбыт своих товаров за границей. Те страны, которые будут участвовать в проекте, в какой-то степени становятся зависимыми от денег, полученных со стороны Китая.
Если говорить про экономическую составляющую, то, когда мы обсуждаем транспортные коридоры, важно отметить, что дорожные трассы в основном будут платными. Естественно, возникает вопрос: кто будет бенефициаром, кто будет получать деньги с этих трасс. Насколько мне известно, России не совсем выгодны условия Китая по этим коридорам, потому что Китай хочет практически полностью получать доход с этих дорог.
Какие еще барьеры для ЕАЭС вероятны в рамках возможных и новых проектов?
В чем, на ваш взгляд, залог успешной взаимной работы ЕАЭС и Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь», и при каких условиях она будет максимально эффективной?
– Главное условие – чтобы это было выгодно обеим сторонам: не только Китай, но и страны Евразийского союза получали бы от этого прибыль. Этот проект заставляет страны зависеть от китайских денег, инвестиций, строительства. Чтобы это было взаимовыгодно, нужно не только ждать инициативы со стороны Китая и их проекта, но и предлагать собственные проекты, компании, зоны, которые можно развивать. Эти специальные зоны можно создавать совместно с Китаем и получать на взаимовыгодных и паритетных условиях прибыль как со стороны Евразийского союза, так и со стороны Китая. Важно делать упор не на энергетической сфере, а переключаться в сектор высоких технологий, инфраструктурные проекты.