Четыре года колонии общего режима: в городском суде Петропавловска-Камчатского огласили приговор директору фирмы, организовавшей восхождение на вулкан Ключевская Сопка, во время которого восемь туристов погибли. Какие причины привели к трагедии, как должны быть организованы экстремальные туры, чтобы они остались безопасными, на телеканале «МИР 24» рассказал эксперт Народного фронта Геннадий Нефедовский.
Как установил суд, обвиняемый в сентябре 2022 года, зная о закрытии для посещения и запрете на проведение туров на вулкан Ключевская Сопка, организовал восхождение группы из десяти туристов в сопровождении двух гидов. В итоге восемь туристов и один из гидов сорвались со склона и погибли – один на месте, остальные скончались в течение нескольких дней от полученных травм и переохлаждения. Директор турфирмы вину признал, но что побудило его нарушить очевидный запрет: надежда на «авось», желание заработать, уверенность в том, что запрет избыточный?
- На мой взгляд, на русский «авось» надежда была, но дело еще и в полном отсутствии ответственности. Люди, которые организовывают данные туры, совершенно не думают о том, что может произойти. Видимо, алчность двигала.
- Никто не может дать стопроцентной гарантии. Потому что поход в горы или восхождение на вулкан – это, в любом случае, экстрим, и может быть все, что угодно. Во-первых, в горах часто меняется погода. Даже если синоптики передают одну погоду, через два часа может что-то произойти по-другому, на это тоже нужно рассчитывать. На сайте МЧС четко прописано, что можно, а что нельзя. Например, нельзя наступать на какие-то движущиеся камни, особенно на склонах, есть целые инструкции. Нужно просто погрузиться, уделить время и понять для себя, что это такое.
Существует ли сейчас понятие «категорийный туризм», когда маршруты расписывались по степени сложности? Когда, если у человека нет опыта, он первый раз идет в горы, ему позволяют идти на самый простой маршрут, чтобы по низу прошел и оценил свои силы и возможности. Но восхождение на Ключевскую Сопку – это же достаточно серьезный по сложности маршрут? Понятно, что инструкции по технике безопасности, как бы это жестоко ни звучало, написаны чьей-то кровью? Как нужно организовывать такие походы, чтобы они так не заканчивались?
- Необходимо, чтобы были профессиональные инструкторы и не один, чтобы каждый инструктор контролировал другого. Обязательно нужно зарегистрироваться в МЧС, чтобы маршрут был прозрачным. В МЧС региона каждый маршрут прописан, там четко сказано, на что обратить внимание, по какому склону спускаться или подниматься, где сильный ветер, где снег может пойти, и это обязательно надо учитывать. Но здесь была ужасающая безалаберность.
Это все, по идее, должны знать и исполнять организаторы экстремальных туров?
- Они все это знали, однозначно. Они, видимо, не осознавали, что погибнет столько людей. Я не говорю о том, что они специально повели людей, чтобы они погибли. Но это преступная халатность, они не думали о людях, они хотели заработать. Сказали: «Мы же туда ходили, пойдем попробуем, почему нет?» Но случилось то, что случилось.
Если кто-то собирается первый раз пройтись по экстремальным местам или сплавиться по реке на плотах, на что нужно обращать внимание? Как выбрать организацию, которая занимается созданием таких туров?
Надо просчитать и сам тур, посмотреть информацию на сайте МЧС. Каждый экстремальный объект зарегистрирован – тропа, река, расписано, какие там ожидают опасности. Можно почитать и отзывы туристов о том, как это все происходит. Готовясь, нужно собрать объективную информацию. Например, когда люди едут в Африку или Австралию, они узнают, какие насекомые и змеи там живут, нужна ли прививка и т.д. Так же и здесь, просто немного в другом направлении.