«Есть одна очень серьезная проблема»: автоэксперт – о введении номеров для электросамокатов
В Москве на электросамокатах одной из кикшеринговых компаний появились регистрационные знаки, они похожи на мотоциклетные, но меньше размером. Власти столицы объяснили, что тестируют камеры на выявление нарушений среди электросамокатчиков, чьи действия каждый год приводят к массе несчастных случаев. В интервью MIR24.TV автоэксперт Дмитрий Попов рассказал, почему введение государственных регистрационных знаков (ГРЗ) для электросамокатчиков может оказаться неэффективным.
Дмитрий Владимирович, как вы оцениваете эксперимент правительства Москвы с введением номером для электросамокатов?
– Следует понимать, что мы сейчас занимаемся работой над ошибками, которая связана со всеми теми нелепостями, которые внесли в нашу жизнь поправки в ПДД, заведенные 1 марта. Изначально говорили о том, что это будет средство индивидуальной мобильности, особый вид транспортного средства. Я выступал против. В моем сознании это по-прежнему электрический мопед, и его место на проезжей части. Чисто теоретически он должен проходить процедуру одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Регистрационные знаки, какие они будут, скорее всего, создадут правовое поле для того, чтобы можно было применять автоматические комплексы фото- и видеофиксации нарушений в сфере безопасности дорожного движения в отношении средств индивидуальной мобильности.
А что будет, если на электросамокаты просто повесят номера без уникальной идентификации каждого устройства?
– Представьте себе, что у одной кикшеринговой компании 10 тысяч самокатов. Они купят 100 номеров, клонируют и расставят на все самокаты – в этом случае мы не будем идентифицировать нарушителя. Неуникальность ГРЗ, если он не привязан к конкретному электросамокату, очевидна. Все электросамокаты друг на друга похожи, как братья-близнецы. Один жилец в доме на свой личный самокат поставил номер, зарегистрировал, а всем остальным показал его, и они скопировали. Необходима уникальная идентификация электросамокатов, чтобы ответственность была персонифицирована в отношении того, кто на нем сейчас едет.
Получается, что пока что введение регистрационных знаков для электросамокатов будет бесполезно?
– Я не могу сказать, будет ли эта мера бесполезна или нет. Все зависит от того, насколько добросовестно и честно отнесутся к этому делу кикшеринговые компании, потому что они сейчас являются для нас главной головной болью. А в целом в конечной точке она все равно будет эффективна. Мы рано или поздно придем к тому, что у нас будут близнецы-братья с одинаковыми номерами в разных районах города. И тогда возникнет вопрос, что все-таки правильно было бы каким-то образом индивидуально привязывать номера. Чтобы в случае ДТП инспектор ГИБДД, который будет его оформлять, имел возможность не только номер записать, но и сверить его с данными в базе.
За повторение чужого государственного регистрационного знака грозит какая-нибудь ответственность?
Как вы считаете, должны ли со временем регистрационные знаки появиться не только на электросамокатах, но и на электровелосипедах курьеров?
– Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло решение о том, что на сумках и рюкзаках курьеров на электровелосипедах должны быть хорошо читаемые номера, чтобы можно было пожаловаться на курьеров. Потому что курьер – это второй уровень головной боли. Я все время выступаю за то, что все, кто едет по проезжей части, должны иметь какие-то водительские удостоверения и регистрационные знаки. Это не значит, что все должны их получать – просто те, у кого их нет, не должны ехать по проезжей части. Способ идентифицировать причинителей вреда должен быть, иначе все инициативы в этой области – просто пустой звук.