Канышу Сатпаеву – 125: как сын кочевника смог раскрыть тайны недр Казахстана?
День науки отмечают в Казахстане. 125 лет назад 12 апреля родился Каныш Сатпаев. Он открыл одно из крупнейших в мире месторождений меди и стал первым президентом Академии наук Казахской ССР. О непростом пути и достижениях ученого-геолога рассказывает корреспондент «МИР 24» Виталий Попов.
Самая яркая фигура в казахстанской науке – сын кочевников Каныш Сатпаев стал известным на весь Советский Союз геологом. Первым раскрыл тайны недр Казахстана. После окончания Томского технологического института Сатпаева отправляют в степи Жезказгана. В перспективность недр той земли мало кто верил. Деньги и оборудование на разведку ископаемых пришлось буквально выбивать у руководства геологического комитета.
«В центре по информации людей, не совсем владеющих ситуацией, считали, что Жезказган бесперспективный. Раз перспектив никаких, зачем туда выделять деньги?» –пояснил доктор геолого-минералогических наук, профессор Адильхан Байбатша.
Доказывать, что в степях Жезказгана запасов меди гораздо больше, чем думали, пришлось несколько лет. Исследования Сатпаева показали: в этих местах одно из богатейших в мире месторождений. Кроме меди, есть марганец, уголь, золото и другие полезные ископаемые. Сатпаев говорит о необходимости построить здесь медеплавильный комбинат и проложить железную дорогу. Чтобы получить финансирование и организовать работы, он пишет большую статью в газету «Правда» и добивается встречи с Серго Орджоникидзе, наркомом тяжелой промышленности и ближайшим соратником Сталина.
«Когда он зашел, у Орджоникидзе на столе лежала газета «Правда». Он говорит: «Так это вы Каныш Эмантаевич Сатпаев?» Он его поправил, что не Эмантаевич, а Имантаевич. Он говорит: «Как? В газете «Правда» написали неправду?», – рассказал руководитель группы истории геологии Геологического института Иван Второв.
Встреча состоялась 31 декабря 1934 года. Шутка и предновогоднее настроение помогли убедить начальника, что Жезказган заслуживает внимания высшего руководства.
«Убеждать он умел и не просто своей харизмой, а конкретными расчетами, конкретными фактами. Орджоникидзе сказал, что понял, поверил, будет писать служебную записку Сталину», – руководитель архива К. Сатпаева, кандидат биологических наук рассказала Надежда Ниретина.
За открытие медного месторождения Сатпаева в 1940 году награждают Орденом Ленина – высшей государственной наградой Советского Союза. В план ближайшей пятилетки включают строительство медеплавильного завода, железной дороги и водохранилища. В степи появляется рабочий поселок, который позже станет большим городом.
«Уже в настоящей, далеко не полной стадии изученности Казахстан занимает первое место в мире по запасам хрома и ванадия, первое место в Советском Союзе по запасам железа, меди, свинца, цинка, вольфрама», – заявлял первый президент Академии наук Казахстана, ученый-геолог Каныш Сатпаев.
Открытые Сатпаевым месторождения Большого Жезказгана эксплуатируют до сих пор. Основанный им комбинат – один из крупнейших в мире производителей чистой меди.
«80 лет назад мы произвели первую катодную медь с содержанием четыре девятки. И на Лондонской бирже металлов это до сих пор запатентовано. В целом наш выпуск в этом году составляет 410 тысяч тонн катодной меди, это амбициозный план», – отметил генеральный директор металлургической компании Жанибек Байгабелов.
В 1951-м Каныш Сатпаев становится первым президентом Национальной академии наук Казахстана.
Каныш Сатпаев оставил после себя города, производства, команду ученых-последователей. Его имя носят город в Центральном Казахстане и Казахский национальный исследовательский технический университет.
Документальный фильм о жизни Каныша Сатпаева «Огонь, вода и медные трубы» смотрите 12 апреля на телеканале «МИР 24».